Больше рецензий

Ptica_Alkonost

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 ноября 2020 г. 23:26

519

4.5 Слезы зрителей - это аплодисменты души

Года три назад направили меня на обучение, оно было массовое и предполагало кучу тренинговых технологий и командной работы. И вот, знакомимся мы командой, как положено. Задание от модератора было представится и сказать какой-то интересный факт о себе. Все ж начинают хвалиться своими достижениями, а я, послушав их решила похвалиться земляками, чтобы не как все)) И тут встает мой коллега и говорит: "Здравствуйте, меня зовут Алексей, я приехал с родины Чехова и Раневской". Так что, с одной стороны не удалось соригинальничать, а с другой стороны есть некая общая гордость за талантливых людей, да и, что характерно, никто не спрашивал: а кто это, а где это, все сразу разобрались. Знают эту харАктерную актрису и по сей день.
Фаина Раневская, несомненно, очень знаковый персонаж сферы театра и кино, очень умный, тонко чувствующий, "безбарьерный", смелый и упорный. Вредности и амбиций у нее тоже немало, но все в данном случае оправдано, и без этих черт характера кто знает, состоялась бы она как актриса. "Смех сквозь слезы" состоит из двух неравнозначных частей, позволяющих познакомиться с артисткой. Основная часть - это ее записки, уже пожилой и одинокой женщины, ее мысли о театре, ролях, людях, с которыми она работала и на ком оттачивала свои язвительные реплики, ушедшие в народ. Вторая часть - это сборник тех самых реплик и остроумных высказываний, убеждающих, что Раневская за словом в карман никогда не лезла. Не стоит искать в книге анекдотичность, хайповые цитаты и вообще, эта книге не на "посмеяться". Не стоит воспринимать ее как полноценную автобиографию или нечто подобное, подозреваю, что автор бы засмеяла первой. Цитат тут - с лихвой, но они не затмевают талантливого, живущего только творчеством человека. Сам текст не всегда строен, логичен и не создает впечатление последовательного развития сюжета. Но при этом самым загадочным образом создает полное ощущение присутствия, погружение в бурную жизнь Фаины, начиная с предреволюционных лет и до эпохи застоя. Человек, который из любого эпизода силой таланта умеющий сыграть так, что затмевал главных героинь, запоминался, шел в "народ". Ее таперша с папиросой, ее"Муля не нервируй (ненавистное ей потом, но известное и по сей день)", ее несравненная мачеха в Золушке (обожаю этот персонаж, он прекрасен в своем сказочном злодействе и комичен одновременно). А люди, с которыми ей довелось работать, создавать что-то неординарное (да даже если и бездарное, как она характеризует некоторые вещи, то все равно ее описания и меткие характеристики дорогого стоят). Не раз и не два я откладывала книгу, чтобы поохотится на просторах Интернета за упоминаемыми в книге персоналиями, фильмами, записями спектаклей, и все больше проникалась ее всепобеждающей и искренней любовью к искусству. Эта книга может научить совершенно иначе посмотреть не только на театр и театральные представления, но и тому, как нужно относится к выбранному тобой пути и любимому делу; тому, как закалять характер, имея цель в жизни; тому, как относиться к своим учителям; тому, как оценивать свою работу и людей, участвующих в совместном процессе творчества. Ностальгическое настроение и желание пересмотреть всю имеющуюся фильмографию Фаины Раневской по прочтению обеспечено.

Прочитано в игре Четыре сезона, осень 2020