Больше рецензий

6 ноября 2020 г. 23:25

2K

4 Парашют в чемодане

Как, должно быть, трудно писать о войне! Это всегда такое пространство для вариантов, куда двигать сюжет, как развивать героев и какую судьбу им подарить, но и постоянный гнет ответственности: как бы не передавить, не слукавить и не преувеличить, не уйти в пошлый пафос но и не оставить читателя равнодушным? Тем радостней, когда автору всё же удается найти хрупкий баланс и подарить мне несколько часов удовольствия от чтения, даже если тема откликается на уровне памяти предков.

Роман "Парижские сёстры" рассказывает сразу о двух временных линиях.
1940-й год, Париж в немецкой оккупации, три приятельницы Клэр, Мирей и Вивьен живут на чердаке дома моды Делавен и работают швеями, изготавливая и украшая вышивкой шикарные вечерние наряды для французской богемы и для жен и любовниц богатых немецких офицеров. Через трех главных героинь военной части истории мы можем отследить, насколько разным было отношение самих французов к факту оккупации, ведь кто-то не чурается крутить любовь с красивыми и щедрыми немцами, а кто-то презирает их настолько, что готов рисковать всем, лишь бы принести хоть какую-то пользу Сопротивлению. Кстати, рекомендую посмотреть фотохронику того, как парижане в первый год оккупации встречали немцев и чем для них была война в её зародыше, - очень любопытные кадры.

Вторая история - это современный рассказ искательницы Гарриет, которая разу после университета приезжает в Париж на стажировку, чтобы узнать секреты своей семьи и понять, почему её маме так и не удалось увидеть в этой жизни хоть какой-то смысл и почему она покончила с собой.Стажировка Гарриет проходит на фоне драматичных для всех французов событий - терактов в редакции Charlie Hebdo, в концентром зале Bataclan и на набережной Ниццы в День взятия Бастилии. Классная авторская находка, которая, на мой взгляд, здесь реализована очень бледно.

Фиона Валпи, как могла, увязала обе сюжетные линии в одну, но они не равнозначно интересны и полезны для читателя. Если военная часть романа о трёх подругах действительно великолепна, написана с душой и трепетом ко всем деталям, умиляет, поражает и ужасает, то линия Гарриет - настоящая ерунда.

Главная героиня весь роман сконцентрирована на себе, она всё время оглядывается назад и ищет ответ на вопрос "Кто я?" Так и хотелось её встряхнуть и сказать: Ты - это ты, не ищи себя в чужих отражениях и в чужих историях! Она играет на чувствах окружающих, отстраняясь по сентиментально-сериальным причинам, а когда ей становится выгодно, - возобновляет отношения. Любовная линия с Тьерри настолько слабая, что не выдерживает никакой критики.

Вольных рассуждений автора о генетических депрессиях я бы вообще не стала касаться, как и не стала бы искать виноватых в большинстве случаев, когда человек принимает решение о самоубийстве. Впрочем, мне также сложно поверить, что человек, получивший среднее, а затем и высшее образование в Лондоне (здесь хочу отдельно отметить в Лондоне, столице страны, которая "сражалась в полях и на пляжах"), не знает о том, что по всей Европе Германия обустраивала трудовые и концлагеря для пленных.

Сюжет военной части романа с 1940 по 1945 годы очень увлекательный и волнующий, от страниц буквально невозможно оторваться, хочется узнать как же героини выпутаются из клубка страшных событий. А историю Гарриет я скучающе отсиживала, будто отмахиваясь от назойливой мухи.

Книга хороша, но могла бы стать значительно лучше, если бы сюжетная линия нашей современницы заиграла ярче.