Больше рецензий

KATbKA

Эксперт

Drink tea • Read books • Be happy

3 ноября 2020 г. 12:30

2K

3.5 Таласса! Таласса!

"И вот они уже третье тысячелетие каждый раз, увидев то море, к которому он их вел, бросаются обнимать друг друга и кричать: Таласса! Таласса!
Потому что он привел их к совершенно особому морю.
Таласса — это море бессмертия"

/Михаил Шишкин, "Венерин волос"/



У меня сложилось странное впечатление о книге. Понравились философские рассуждения автора на тему любви, жизни, человеческих отношений. Есть над чем задуматься, о чём поразмыслить. И даже в сюжете присутствовала интрига, несмотря на то, что это в большей степени роман-рассуждение. Но вот сама подача не вызвала интереса. Книгу можно было бы сравнить с диковинным экзотическим блюдом, которое приготовил шеф-повар в авторском ресторане, а потом небрежными штрихами размазал по тарелке. Вроде эксклюзив, с любовью поданный для тебя, но ты настолько неумело пытаешься собрать всё это воедино, что краснеешь и выглядишь немного глупо. Произведение оказалось слишком затянутым, на мой взгляд. В какие-то моменты я начинала терять суть происходящего. И если бы автор сократила своё повествование, возможно, оценила бы книгу выше.

И всё же у Мердок определенно есть свой круг читателей. Почитатели её творчества не согласятся со мной, будут сравнивать роман с дорогим вином в бокале, глоток которого можно неспешно перекатывать во рту и просто наслаждаться. Да, действительно, здесь есть от чего блаженствовать: красивые пейзажи, бескрайнее море, скалистые пляжи, вино и сыр на завтрак, уединение и покой. Но мне хотелось большего количества событий, их динамики, тот самый спектакль, который обещает читателю аннотация, невероятное представление под звуки фанфар с неожиданным финалом.

Главный герой Чарльз Эрроуби упивается своим одиночеством, купив дом на берегу моря. Только он и шум прибоя вокруг. А значит, бывший театрал предоставлен сам себе и своим размышлениям. По сути, этот роман – его личный дневник, тайные откровения, которыми персонаж делится с читателями. Серый и шумный Лондон теряется на фоне величественного Шрафф-Энда, одиноко примостившегося на скалах. Дни Чарльза протекают однообразно, но это не тяготит его, скорее наоборот, освобождает от всего бренного. Вот только есть ли у нашего героя возможность насладиться желанной тишиной? Старые друзья, коллеги по театру, бывшие любовницы, внезапные родственники буквально осаждают каменную крепость режиссёра. А случайность так вообще сводит Эрроуби с подругой юности, от которой как оказалось тот до сих пор без ума.

За отношениями главного персонажа с первой любовью Хартли было наблюдать крайне интересно. Забавно видеть воочию ту самую крылатую фразу "Мы любим тех, кто нас не любит, Мы губим тех, кто в нас влюблён"…. Хотя, был ли по-настоящему влюблён Чарльз это ещё вопрос. Мне показалось, мужчина любил свои воспоминания и всё, что с ними связано, свою воображаемую Хартли, ту, какой на самом деле она и не была.

Ты построил клетку и поместил Хартли посреди нее, в пустом пространстве. А вокруг нее располагаются все твои сильные чувства: тщеславие, ревность, зависть, жажда мести, любовь к собственной молодости. Они не сосредоточены на ней, они до нее не дотягиваются. Кажется, что она у них в плену, а на самом деле ты не причиняешь ей никакого вреда. Для тебя она образ, идол, подобие, ты заклинаешь духов. Скоро ты увидишь в ней злую волшебницу. И тогда тебе останется только простить ее, и ты окажешься на это способен.


Пожалуй, именно придуманные взаимоотношения с Мэри сделали эту книгу особенно привлекательной. В остальном же на любителя: внутренние демоны и ожившие морские монстры, тщеславие и себялюбие, одиночество в толпе и чужой среди своих. Проза-загадка, которую можно толковать на свой лад бесконечно.

картинка KATbKA

"… наша с ней любовь не была частью реального мира. Она была вне пространства"

/Айрис Мердок/

Рецензия написана в рамках игр "Собери их всех!", ФМ - 2020.