Больше рецензий

Romanio

Эксперт

Ищу утраченное

24 октября 2020 г. 07:09

1K

3.5 4 истории

Книга очень неоднородная по структуре, авторам, стилю, времени написания и подходам. Обозначенная как некое информационное пособие для интересующихся историей Персии, она включает в себя 4 независимых раздела, каждый из которых посвящён отельной теме.
1. Персеполь.
Легендарный город (город ли?) Ахеменидов, уничтоженный Александром Македонским в 330 году до н.э. Назначение величественных сооружений до сих пор не понятно, ученые выдвигают разные версии, рассмотренные в общем в данном разделе. Город строился длительное время, при разных царях, по всей видимости, не был обитаем в обычном понимании слова, возможно предназначался для каких-то ритуальных целей. Так же очень скудна и противоречива информация о строителях этого величественного комплекса. Очень подробное, даже, в некоторой степени, академическое описание имеющихся находок. Рассказ о каждом помещении, описание барельефов, несущих большую информационную составляющую в изучении данной эпохи, ведь на них изображены представители всех сатрапий Персии, приносящие дары царю. Для интересующихся, этот раздел будет не бесполезным.
2. Зороастризм
Несколько сумбурная и очень дотошная работа, охватывающая период от рождения Зороастра (попытка определить время и место по имеющимся в распоряжении источникам) и до реалий жизни остатков общины в близкое нам время. Отдельно освещена история общины парсов в Индии и их связи с сородичами в Иране. Много и несколько утомительно рассказано о ритуалах и правилах жизни верующих, устройстве храмов огня, проведении молебнов. Часто повторяются описания одних и тех же ритуалов, например, очищения.
3. Жизнеописании Ибн Сины (Авиценны).
Работа советских авторов 1952 г. Несколько утратившая свою актуальность ввиду смены идеологического курса. Поэтому, наряду с перечислением фактов жизни и удивительных талантов средневекового ученого, делаются выводы о его огромном значении как моста от идеализма к материализму, причём авторитетом в данном вопросе выступает В. И. Ленин, опосредованно, ведь он хвалил работы Аристотеля, а Авиценна был поклонником последнего. Так же недоумение вызывает несколько раз упомянутый таджикский язык учёного, помятуя, о времени его жизни - конец X- первая половина XI века.
4. Старец с горы и его "ассасины".
А вот это было интересно. Одна из загадок средневековой политики, религии и национальной неоднородности Персии. Практически во всех источниках сведения об этой секте идут из работ западных историков, которые в свою очередь опираются на данные, записанные западными путешественниками,а это - "перепев перепетого". Так рождаются маловероятные обобщения и общая мифологизация. В данной работе автор, перечислив все имеющееся ранее, сделал попытку рассмотреть явление с позиций восточных источников, которые тоже неодинаково описывают и оценивают как саму личность Хасана ибн Сабаха, так и деятельность общины, которую он создал и которой руководил из Аламутского замка. Наконец-то я увидела не повторявшуюся из раза в раз сказку про обкуренных гашишем крестьянских юношей с интеллектом ребенка лет 7, не способных отличить искусственный рай от настоящего, а рассказ о различиях в течениях ислама и об исмаилитах, и о сопротивлении Сельджукскому владычеству. О том, что Хасан ибн Сабах был талантливым и эрудированным человеком, одарённым лидером, что даже после его смерти ещё несколько веков его последователи строго следовали его примеру. В общем, о том, что "все не так, как нам раньше рассказывали"