Больше рецензий

22 октября 2020 г. 11:24

232

3

Долго хотел прочитать это произведение, и отчасти вовсе не был огорчен - интересный слог, дикий быт и нрав староверческой общины, интересные исторические нити декабристского восстания, раскола и пугачевского бунта. НО! Это только про первую часть. Мне кажется, на ней можно было бы остановиться, сделав открытый финал. И все: авторская задача выполнена, у читателя катарсис, гештальт закрылся. Но впереди еще два сказания и в начале второго я начал что-то неладное подозревать. А когда на сцене появился Тимофей, участник марксистского кружа, светлый образ реформатора, я понял, что дальше читать смысла не имеет - автор будет низвергать "староверскую крепость" с ее дремучестью, и славить "большевисткую крепость" с ее справедливостью и просвещенностью (Хотя наверное по-другому автор в то время эту книгу бы и не издал.)

Отложил книгу, возможно к ней когда-нибудь вернусь.

Закончить хочу свою небольшую рецензию заметкой от моего друга журналиста, который живет в Енисейске и знает староверов не по Черкасову:

В очередной раз из-за «дикой» бороды на улице приняли за старообрядца. Вежливо поинтересовались, откуда я – с Кети или с Сыма. «С Кети», - не моргнув глазом, соврал я, и следующий вопрос про «закурить» у собеседника отпал сам собой. Такая вот полезная мимикрия.

К слову, старообрядцы в уезде – публика не редкая. Степенные мужики с бородами в сопровождении детишек и повязанных платочками женщин то и дело встречаются у пристани, на вокзале, в магазинах. Разговаривают спокойно, будто замедленно, без привычного матерка и его речевых суррогатов. В городишке они в основном по торговым делам: закупить продуктов, галантереи, горючего и прочих даров современности, которые пока невозможно выловить в реке, вырастить в огороде или подстрелить из ружья.

В цивилизацию они, кстати, вполне себе включены и вовсе не похожи на существующий в массовом дискурсе образ дремучих людей, боящихся тележного скрипа. Рации, мощные японские лодочные моторы, современное охотничье оружие и другие полезные вещи с удовольствием осваиваются и приспосабливаются под нужды быта, поддерживается связь с единоверцами за границей. Построить себе аэролодку или заказать в США книгу для богослужений, где ноты записаны ещё пращуровскими «крюками», - обычное дело.

В общественной жизни уезда старообрядцы не участвуют и поэтому в объектив местной прессы не попадают. Последний раз на моей памяти подобное случилось в середине нулевых, когда неугодного главу района, родом из старообрядческой семьи, не могли снять с помощью подковёрных игр и пришлось «мочить» его посредством федеральных журналистов и крайне мутных уголовных дел. Настолько крепкий мужик оказался.

Интересная публика, в общем.



А это ссылка на его телеграм канал, если кому интересны другие провинциальные истории - https://t.me/provincialjournalist

Комментарии


В общественной жизни уезда

А что, в тех местах сохранилось старое административное деление?


Нет, это просто стиль такой у товарища. Уезд == Енисейский район Красноярского края.

Понятно
Мы используем куки-файлы, чтобы вы могли быстрее и удобнее пользоваться сайтом. Подробнее