Больше рецензий

20 октября 2020 г. 15:25

717

5 На окраине империи.

Уже начав читать текст, решила разузнать, а кто автор? Дальнейшее чтение остановилось надолго, потому что я попала в такой темный омут с тайной, трагедией, друзьями-злодеями, посмертным культом, что выбраться получилось не скоро. Перечитала об авторе страниц раза в три больше, чем объем самой книги (были такие специальные мероприятия "Добычинские чтения"), и все же вернулась к самому "Городу Эн".
  Из 21-го века уже не видится никакого "формализма" в романе, из-за которого был ошельмован автор. Нынешний читатель, воспитанный Кафкой и выдрессированный Пелевиным, воспринимает абсолютно естественно "форму" книги - непосредственный взгляд врослеющего мальчика с плохим зрением на повседневную жизнь вокруг. Если отвлечься от литературоведения, то больше всего это похоже на историческое свидетельство очевидца эпохи. И именно это привлекло меня больше всего. Репортажная форма с преобладанием глаголов, неправильными, сокращёнными  названиями создаёт  абсолютный эффект присутствия, без всякой машины времени. Жизнь небольшого городка (очевидно Даугавпилса) на западной окраине Российской империи кажется абсолютно типичной для подобных городов того времени.Возникло ощущение, что это история и про мой город, хотя он находился на противоположном конце империи. Первый кинематограф, первые автомобили, смешение народов и религий  - все так же. Одни и те же события в газетах - русско-японская война, смерть Толстого.
   Книга про далёкий город на западе оказалась очень близкой жителю далёкого города на востоке, оживила историю столетней давности, восстановила разорванные цепочки памяти.