Больше рецензий

autumnrain

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 мая 2012 г. 23:05

7K

5

Прочитано в рамках виртуального книжного клуба "Борцы с долгостроем"

upd октябрь 2015: Вай) Перечитала рецку спустя несколько лет. Нужно будет ещё одну написать как-нибудь.

Начну с того, что я просто в шоке, что этот роман включен в обязательную школьную программу. Я настолько не согласна, что просто слов нет!
Думаю, Лев Николаевич, да и не только он, а также Фёдор Михайлович Достоевский, в момент написания своих произведений даже и подумать не могли, что их романы будут заставлять читать подростков! Они писали их для взрослых людей, будучи уже сами взрослыми.
Нет, я понимаю, что уровень развития у всех разный и тэ дэ и тэ пэ, Но! откуда тогда столько людей, которые после школы считают, что Толстой и Достоевский - это нечто ужасно нудное и скучное?
Мне повезло, мама никогда мне ничего не запрещала читать, но и никогда не заставляла, даже если в школе это требовали.
Ну серьёзно, главное ведь - привить своему ребенку интерес к чтению, а он потом сам уже классиков найдет и оценит. Зачем же заставлять тогда, когда он не оценит? Какой в этом смысл?
Здесь дело ведь не в умственном развитии вовсе, а в том, что ещё жизненного опыта в 9 классе недостаточно для понимания тех мыслей, и тех страхов, связанных, как в данном произведении, с семьёй - с построением быта, ошибками и разочарованиями, непониманием, недоверием, и многими-многими ещё проблемами, с которыми сталкивается человек, строящий длительные и серьёзные отношения.
То есть, понять-то, конечно, можно, но не так, как когда уже примеряешь на себя: "Да, вот это верно, это очень тяжело!"
Поэтому, мне кажется, нужно перечитывать обязательно уже находясь в таких отношениях, когда задумываешься уже и семье, о детях (а, возможно, уже имея их).
*у меня вообще очень много претензий к нашей школьной программе, поэтому, пожалуй, пока хватит моих излияний*

А теперь о романе...

Раз

Думается мне, что этот роман следовало назвать не "Анна Каренина", а "Константин Левин". Ну ведь и правда, большую часть романа автор посвящает ему, а вовсе не Анне. Почему так? Противопоставляет ли их автор? Вот мне кажется, что да. Левин близок ему, он его понимает и сочувствует ему. Мне показалось, что именно в его реплики и в его размышления и терзания Толстой вложил свои мысли, своё видение мира. Хотя, быть может, я и ошибаюсь.
Так вот, Левин. Его история действительно начала меня цеплять с того момента, когда он начал строить семью. Моменты, ситуации, мимолетные слова и чувства - как всё это тонко подмечено! Как, наверное, это всем нам свойственно чувствовать на таком этапе!
Я переживала за него и за Кити, мне хотелось, чтобы они понимали друг друга, ведь даже несмотря на любовь и счастье, сколько всяких жизненных преград готовит семейная жизнь! Сколько ямок, кочек и оврагов везде!
Даже, казалось бы, искренне доверяя друг другу, вдруг замечаешь появление таких неприятных и неожиданных и очень острых камней, как "подозрения", "ревность", "сомнения", или вот, я думаю, всем известный (и самый острый) камень - "что-то не так!" - необъяснимое, но такое реальное чувство! И как с ним бороться?...

Два

Анна Каренина. Истеричка. Эгоистка. Человек, разрушивший своими руками жизнь по меньшей мере пятерых людей, включая себя. Да, я посчитала и детей, пусть они почти всегда были на втором плане, однако забыть совсем про них нельзя.
Женщина, которая всю жизнь думала только о себе, ища удовольствий от жизни, "счастья" и "чтобы он меня любил", поступаясь при этом всем, что у неё было, в том числе и детьми, становясь постепенно жестокой, а потом нервной, а потом... А потом под поезд с мыслями: "Я покажу ему! Он будет раскаиваться! Он поплатится!". Даже лицо её изменилось уже, исказилось злобой..
Почему? Почему так?
Всё нарастает постепенно: в погоне за удовольствием и беспечной радостью, идя по головам... И уже постепенно притупляется чувство, которое можно назвать "стоп". Постепенно начиная позволять себе всё больше - и всё больше отдаляешься от этого "стоп".
Истерики, злость, отчаяние - вот к чему так быстро привыкаешь, от чего уже дым застилает глаза, и перестаешь не только вообще что-то видеть, но и на ощупь уже не умея отыскать реальности.
Так легко запутаться, а вот выпутаться...
Анна Каренина, благодаря которой я почти всю ночь вчера не спала, с ужасом узнавая в её истеричном поведении ту часть меня, которая порой прорывается и крушит всё на своём пути. Когда видишь это со стороны - то "как же так можно!", "да что же ты делаешь!!", "что же ты говоришь?? зачем??!!"
Хотелось нырнуть в книгу, схватить Анну за руку, надавать ей пощёчин, чтобы в себя хоть немного пришла! Чтобы оглянулась вокруг и заметила хоть кого-то кроме её собственного "я"! Сказать вместе с Вронским (который, кстати говоря, никаких добрых чувств не вызывает, но тем не менее), сказать вместе с ним: "Да это надоело уже всё! Это решительно же невозможно!"
И понимала, что сказать-то я должна себе. И пощёчин себе. И за руку тоже.

Три

Хочу ещё сказать, что мне очень жаль Толстого. Внимательно прочитав этот роман (да и вообще вспоминая его биографию), я как-то прониклась мыслью о том, что это был ищущий, думающий, стремящийся к истине и любви человек. Как жаль, как неимоверно жаль, что в итоге он сам запутался во всём. Как тяжело было ему, как тяжело было его жене...
Просто до слёз больно за него.

Спасибо Arlett за чудесный и такой нужный клуб.

1 2 3

Комментарии


У нас этой книги в обязательной школьной программе не было, я прочитала ее, будучи студенткой, и была покорена :)


а я почему-то и не ожидала, что мне понравится. Но тоже понравилось, и очень! :)


Очень понравилась ваша рецензия!
Я хоть и маленькая (относительно, только школу закончила), но полностью поддерживаю вашу точку зрения насчёт школьной литературы. Многие из моих одноклассников совсем перестали читать в средней школе, а ведь в начальной мы собственную классную библиотеку устроили (!), читали многие. А потом вот... Классики пошли строем... "Скучно-скучно, непонятно-непонятно..." И всё в этом духе.
Пожалуй, после "Идиота" возьмусь за "Анну Каренину". Чувствую, что "пойдёт" она у меня.


вот и я, разговаривая со многими сверстниками слышу такие мысли :(
Поэтому и считаю, что привив интерес к чтению и литературе - уже родители и преподаватели позаботятся о прочтении классики - в будущем.
А "Идиота" я тоже очень хочу почитать!
Буду ждать Ваших впечатлений об "Анне Карениной" :)
спасибо!


Если убрать эти романы из школьной программы, многие их так никогда и не откроют. А что касается "доросли" "не доросли" тут возраст не при чем. Думаю, большинство до них так никогда и не дорастет. Я впервые прочитал Каренину в школьном возрасте и не чуть об этом не жалею. Именно, благодаря школьной программе я оторвался от беллетристики и фантастики и обратил внимание на классическую литературу.


Я впервые прочитал Каренину в школьном возрасте и не чуть об этом не жалею.


Вот видите, и я о том же! Я тоже, например, полюбила Достоевского в школе, но собираюсь сейчас перечитывать, так как уверена, что не в полном объеме смогла в том возрасте оценить его произведения.
Но далеко не всем пришлись по душе в том возрасте эти писатели, да Вы и сами это знаете..
То есть, смотрите, я не за то, "чтобы не давать читать классику в школе, ибо рано", ни в коем случае! Я за то, "чтобы не заставлять читать классику в школе, ибо рано".

Думаю, большинство до них так никогда и не дорастет.


поэтому я и говорю о том, что необходимо! прививать интерес и любовь к литературе, чтобы человек сам захотел читать и любить классику.
Спасибо за мнение! :)


мне тоже безумно нравится пара Кити-Левин. а эти их разговоры на каком-то приеме мррррр
читала книгу по своему желанию,но в восторг она меня не привела. в вашей рецензии вот как раз написаны все мои эмоции по поводу нее
Анна вообще раздражала безумно,хотя я и сама по сути ревнивый человек,но это уже на грани психопатства какого-то
в конце помню было жалко Вронского,Анна же просто убила его своим поступком

+1 за отзыв


спасибо большое!
да, я тоже, к сожалению, ревнива, поэтому особенно раздражалась, наверное)
Да, Вронского она просто убила.
А разговоры Кити с Левиным - это да.. это замечательно!


КАкая глубокая, продуманная рецензия!Мысли человека, много чувствовавшего и понимающего. Наташ, ты большая умница!!!


Анечка, спасибо большое! Рада, что тебе понравилась рецензия)


Отлично написала.ты молодчина,что сказать! Единственное,не согласна,что для школьников рановато.Уровень восприятия у всех разный (у меня одноклассница увлекательнейше рассказывала,как читает Анну Каренину,так и нас заразила ею).Просто в 9м классе уже вполне можно начинать читать серьезную литературу о жизни,а то есть шанс так никогда не научиться её понимать и чувствовать


Спасибо большое! :)
Конечно, я и не спорю, что уровень у всех разный, и кому-то очень понравятся в этом возрасте эти романы.
Я только лишь за то, чтобы ни в коем случае не заставлять тех, кому не хочется, не лежит ещё душа. Ибо так можно надолго (даже навсегда) отбить охоту читать классиков. А они ведь действительно заслуживают быть прочитанными с любовью и интересом!
так что, вот: предлагать в этом возрасте, но не заставлять) заинтересовывать другими книгами, если эти не идут.


Хочу высказаться насчёт "Анны Карениной" в школьной программе. Конечно, всё зависит от учителя, всё зависит от личности ученика, но роман идёт! Идёт в смыле того, что нравится детям, застывляет задуматься. Спорят с пеной у рта об образе Анны, словно это их родная сестра. Любо-дорого посмотреть... Главное, задать русло. (Я - преподаватель, но о моей "хорошести" судить не мне)
Наша школьная программа сокращена до безобразия, дают несколько часов на "Войну и мир", о чём тут говорить? Однажды, к дальнейшей радости, рискнула взять "Анну Каренину". Роман зацепил, встряхнул моих студентов. И возраст их им был не помехой! Наоборот, думаю, что именно сейчас, в 16 лет, НУЖНО с ними об этом говорить, нужно вертеть эту жизнь в руках и рассматривать со всех сторон.

P.S. Я никогда не навязываю им своего мнения, даю им возможность мыслить самостоятельно, они сами ищут ответы и это, надеюсь, даст плоды.

Спасибо за рецензию! И ещё спасибо Л.Н. за то, что будоражил, будоражит и будет будоражить человеческие умы!


Вот! конечно, несомненно почти всё зависит от учителей! Роман идёт - детям интересно - я тоже только за, правда! Я лишь только хочу сказать, что очень многие (я действительно не голословно говорю) не хотят в этом возрасте читать классиков. И вот я за то, чтобы предлагать, заинтересовывать, но не заставлять. Чтобы не получить обратного эффекта. (который тоже встречаю часто у знакомых и друзей)
Спасибо Вам за комментарий! И за то, что Вы действительно хороший преподаватель, поверьте, если ученикам интересно обсуждать книги!


Отзыв хороший.
Имхо, но очень многие книги из школьной программы нужно предлагать, а не навязывать. Так, у меня стойкая неприязнь к произведениям из школьной программы, и в подростковом возрасте чуть было не бросила читать. Школьную программу люто ненавижу до сих пор. Но все же надеюсь в будущем прочитать несколько книг.
Может я упряма. Может "умом не доросла". А может, у меня сейчас своих забот хватает, чтобы еще вникать в проблемы персонажа?

Ладно. Все это не важно.
Я каждый раз начинаю читать книгу с надеждой, что таки прочту и каждый раз после N страниц откладываю в сторону с легким разочарованием и неудовлетворенностью.
Все так хвалят книгу, что мне ужасно любопытно, что же там такого? Что скрывают эти страницы? Хочется узнать, что такого я пропускаю, вникнуть, понять, разобраться.

В любом случае, все еще надеюсь прочитать. Но отложила это на неопределенный срок. )


Имхо, но очень многие книги из школьной программы нужно предлагать, а не навязывать.


полностью согласна!

В любом случае, все еще надеюсь прочитать. Но отложила это на неопределенный срок. )


Книга сама к Вам придет, когда будет нужно. Так всегда бывает.
Спасибо большое за отзыв!


Здесь дело ведь не в умственном развитии вовсе, а в том, что ещё жизненного опыта в 9 классе недостаточно для понимания тех мыслей


Поэтому, мне кажется, нужно перечитывать обязательно уже находясь в таких отношениях, когда задумываешься уже и семье, о детях (а, возможно, уже имея их).


Но в 9 классе (14-15 лет возраста), как раз и самое время изучать такие произведения, потому что зря вам кажется, что любовь, семья и дети - это что-то далекое, у многих в этом возрасте все это как раз и начинается. И вот чтобы избежать многих ошибок и в вопросах любви, и детей, стоит читать такие произведения как можно раньше...По большому счету, можно как угодно относиться к школьной системе, но по себе могу сказать, что ни один учитель, ни один школьный предмет ТАК не воспитывает личность, Человека, как литература.


ни один учитель, ни один школьный предмет ТАК не воспитывает личность, Человека, как литература.


так и я за литературу! и я за то, чтобы дети читали!
Посмотрите все комментарии, и Вы увидите, как половина говорит о том, что им в школе пришлась не ко времени эта книга, а половина же - наоборот, что полюбили в школе эту книгу.
А я говорю, что как раз исходя из этого нужно предлагать и заинтересовывать, но не заставлять тех, кому она не идёт, чтобы не получить обратный эффект. В таком случае можно находить другие альтернативы, книг в мире - море! И я точно знаю, что елси заинтересовать ребенка и подростка ВООБЩЕ чтением, ВООБЩЕ литературой, то он обязательно доберется до классиков сам, и оценит их. Но заставлять - это, по сути, как раз путь в другую сторону.


Не думаю, что и половина доберется до классики вне системы образования. Особенно учитывая, что чтение книг - вообще далеко не у каждого занимает должное место в жизни...Я, например любила классику в рамках школы, потому что была возможность проанализировать ту или иную главу, обсудить, понять тонкости, остановиться на определенных моментах. В одиночестве читая классику, это редко удается, чаще приходится составлять некое общее впечатление от героев, ситуаций,языка. А это совсем не то...Классика - штука трудная, через нее чаще приходится продираться, как сквозь колючки, чем получать удовольствие...Это сродни физическим нагрузкам - тяжело, больно, зато какая потом приятная боль в каждой мышце))Но не каждый ее оценит))


"Анна Каренина" не входит в обязательную школьную программу. Уже и с романом "Война и мир" предлагается ученикам только "ознакомиться"... Так что в этом смысле Вы можете быть спокойны: теперь о Л.Н. Толстом школьники будут знать только то, что он - бородатый дядька, который очень много чего понаписал...


Нет, подождите, я с Вами не согласна! Почему же "только бородатый дядька"?? Неужели так сейчас преподносится биография этого человека в школе? Или изучение биографий теперь тоже не входит в программу?
(кстати, всего пару лет назад всё ещё в программе было, я точно знаю. Только что поменяли?)
Так вот. Если книг нет в программе - это же совершенно не значит, что их нельзя предлагать ученикам к прочтению! Разве нет?
у всех разное развитие, как уже все заметили, так почему бы не давать ученикам на выбор разные книги, совершенно разные, среди которых будут и классики, с условием потом рассказа друг другу на уроке - что именно кому понравилось, а что нет, и почему.
Да, я знаю, что НЕКОТОРЫМ понравилось читать в школе Толстого - и это замечательно! поэтому я и говорю, что предлагать НУЖНО!
Но БОЛЬШИНСТВУ (я говорю не голословно, да и Вы, как учительница, должны это знать) - большинству просто больше не хочется брать в руки классиков.
Потому что, в конце концов, Толстой не писал для подростков, он писал для взрослых людей.
И, не знаю, как Вам, а мне обидно за Толстого и Достоевского, когда я про них слышу от сверстников, которых в школе мучили этими писателями, что они нудные и скучные!


И, не знаю, как Вам, а мне обидно за Толстого и Достоевского, когда я про них слышу от сверстников, которых в школе мучили этими писателями, что они нудные и скучные!


Очень согласна! Мне Достоевский кажется таким глубоким, что каждый раз перечитывая - обязательно найдется какая-то новая изюминка. Точно так же и Толстой. Знакомить надо, заставлять насильно - нельзя!

1 2 3