Больше рецензий
31 мая 2012 г. 23:05
7K
5
РецензияПрочитано в рамках виртуального книжного клуба "Борцы с долгостроем"
upd октябрь 2015: Вай) Перечитала рецку спустя несколько лет. Нужно будет ещё одну написать как-нибудь.
Начну с того, что я просто в шоке, что этот роман включен в обязательную школьную программу. Я настолько не согласна, что просто слов нет!
Думаю, Лев Николаевич, да и не только он, а также Фёдор Михайлович Достоевский, в момент написания своих произведений даже и подумать не могли, что их романы будут заставлять читать подростков! Они писали их для взрослых людей, будучи уже сами взрослыми.
Нет, я понимаю, что уровень развития у всех разный и тэ дэ и тэ пэ, Но! откуда тогда столько людей, которые после школы считают, что Толстой и Достоевский - это нечто ужасно нудное и скучное?
Мне повезло, мама никогда мне ничего не запрещала читать, но и никогда не заставляла, даже если в школе это требовали.
Ну серьёзно, главное ведь - привить своему ребенку интерес к чтению, а он потом сам уже классиков найдет и оценит. Зачем же заставлять тогда, когда он не оценит? Какой в этом смысл?
Здесь дело ведь не в умственном развитии вовсе, а в том, что ещё жизненного опыта в 9 классе недостаточно для понимания тех мыслей, и тех страхов, связанных, как в данном произведении, с семьёй - с построением быта, ошибками и разочарованиями, непониманием, недоверием, и многими-многими ещё проблемами, с которыми сталкивается человек, строящий длительные и серьёзные отношения.
То есть, понять-то, конечно, можно, но не так, как когда уже примеряешь на себя: "Да, вот это верно, это очень тяжело!"
Поэтому, мне кажется, нужно перечитывать обязательно уже находясь в таких отношениях, когда задумываешься уже и семье, о детях (а, возможно, уже имея их).
*у меня вообще очень много претензий к нашей школьной программе, поэтому, пожалуй, пока хватит моих излияний*
Раз
Думается мне, что этот роман следовало назвать не "Анна Каренина", а "Константин Левин". Ну ведь и правда, большую часть романа автор посвящает ему, а вовсе не Анне. Почему так? Противопоставляет ли их автор? Вот мне кажется, что да. Левин близок ему, он его понимает и сочувствует ему. Мне показалось, что именно в его реплики и в его размышления и терзания Толстой вложил свои мысли, своё видение мира. Хотя, быть может, я и ошибаюсь.
Так вот, Левин. Его история действительно начала меня цеплять с того момента, когда он начал строить семью. Моменты, ситуации, мимолетные слова и чувства - как всё это тонко подмечено! Как, наверное, это всем нам свойственно чувствовать на таком этапе!
Я переживала за него и за Кити, мне хотелось, чтобы они понимали друг друга, ведь даже несмотря на любовь и счастье, сколько всяких жизненных преград готовит семейная жизнь! Сколько ямок, кочек и оврагов везде!
Даже, казалось бы, искренне доверяя друг другу, вдруг замечаешь появление таких неприятных и неожиданных и очень острых камней, как "подозрения", "ревность", "сомнения", или вот, я думаю, всем известный (и самый острый) камень - "что-то не так!" - необъяснимое, но такое реальное чувство! И как с ним бороться?...
Два
Анна Каренина. Истеричка. Эгоистка. Человек, разрушивший своими руками жизнь по меньшей мере пятерых людей, включая себя. Да, я посчитала и детей, пусть они почти всегда были на втором плане, однако забыть совсем про них нельзя.
Женщина, которая всю жизнь думала только о себе, ища удовольствий от жизни, "счастья" и "чтобы он меня любил", поступаясь при этом всем, что у неё было, в том числе и детьми, становясь постепенно жестокой, а потом нервной, а потом... А потом под поезд с мыслями: "Я покажу ему! Он будет раскаиваться! Он поплатится!". Даже лицо её изменилось уже, исказилось злобой..
Почему? Почему так?
Всё нарастает постепенно: в погоне за удовольствием и беспечной радостью, идя по головам... И уже постепенно притупляется чувство, которое можно назвать "стоп". Постепенно начиная позволять себе всё больше - и всё больше отдаляешься от этого "стоп".
Истерики, злость, отчаяние - вот к чему так быстро привыкаешь, от чего уже дым застилает глаза, и перестаешь не только вообще что-то видеть, но и на ощупь уже не умея отыскать реальности.
Так легко запутаться, а вот выпутаться...
Анна Каренина, благодаря которой я почти всю ночь вчера не спала, с ужасом узнавая в её истеричном поведении ту часть меня, которая порой прорывается и крушит всё на своём пути. Когда видишь это со стороны - то "как же так можно!", "да что же ты делаешь!!", "что же ты говоришь?? зачем??!!"
Хотелось нырнуть в книгу, схватить Анну за руку, надавать ей пощёчин, чтобы в себя хоть немного пришла! Чтобы оглянулась вокруг и заметила хоть кого-то кроме её собственного "я"! Сказать вместе с Вронским (который, кстати говоря, никаких добрых чувств не вызывает, но тем не менее), сказать вместе с ним: "Да это надоело уже всё! Это решительно же невозможно!"
И понимала, что сказать-то я должна себе. И пощёчин себе. И за руку тоже.
Три
Хочу ещё сказать, что мне очень жаль Толстого. Внимательно прочитав этот роман (да и вообще вспоминая его биографию), я как-то прониклась мыслью о том, что это был ищущий, думающий, стремящийся к истине и любви человек. Как жаль, как неимоверно жаль, что в итоге он сам запутался во всём. Как тяжело было ему, как тяжело было его жене...
Просто до слёз больно за него.
Спасибо Arlett за чудесный и такой нужный клуб.
Комментарии
У нас этой книги в обязательной школьной программе не было, я прочитала ее, будучи студенткой, и была покорена :)
а я почему-то и не ожидала, что мне понравится. Но тоже понравилось, и очень! :)
Очень понравилась ваша рецензия!
Я хоть и маленькая (относительно, только школу закончила), но полностью поддерживаю вашу точку зрения насчёт школьной литературы. Многие из моих одноклассников совсем перестали читать в средней школе, а ведь в начальной мы собственную классную библиотеку устроили (!), читали многие. А потом вот... Классики пошли строем... "Скучно-скучно, непонятно-непонятно..." И всё в этом духе.
Пожалуй, после "Идиота" возьмусь за "Анну Каренину". Чувствую, что "пойдёт" она у меня.
вот и я, разговаривая со многими сверстниками слышу такие мысли :(
Поэтому и считаю, что привив интерес к чтению и литературе - уже родители и преподаватели позаботятся о прочтении классики - в будущем.
А "Идиота" я тоже очень хочу почитать!
Буду ждать Ваших впечатлений об "Анне Карениной" :)
спасибо!
Если убрать эти романы из школьной программы, многие их так никогда и не откроют. А что касается "доросли" "не доросли" тут возраст не при чем. Думаю, большинство до них так никогда и не дорастет. Я впервые прочитал Каренину в школьном возрасте и не чуть об этом не жалею. Именно, благодаря школьной программе я оторвался от беллетристики и фантастики и обратил внимание на классическую литературу.
Вот видите, и я о том же! Я тоже, например, полюбила Достоевского в школе, но собираюсь сейчас перечитывать, так как уверена, что не в полном объеме смогла в том возрасте оценить его произведения.
Но далеко не всем пришлись по душе в том возрасте эти писатели, да Вы и сами это знаете..
То есть, смотрите, я не за то, "чтобы не давать читать классику в школе, ибо рано", ни в коем случае! Я за то, "чтобы не заставлять читать классику в школе, ибо рано".
поэтому я и говорю о том, что необходимо! прививать интерес и любовь к литературе, чтобы человек сам захотел читать и любить классику.
Спасибо за мнение! :)
мне тоже безумно нравится пара Кити-Левин. а эти их разговоры на каком-то приеме мррррр
читала книгу по своему желанию,но в восторг она меня не привела. в вашей рецензии вот как раз написаны все мои эмоции по поводу нее
Анна вообще раздражала безумно,хотя я и сама по сути ревнивый человек,но это уже на грани психопатства какого-то
в конце помню было жалко Вронского,Анна же просто убила его своим поступком
+1 за отзыв
спасибо большое!
да, я тоже, к сожалению, ревнива, поэтому особенно раздражалась, наверное)
Да, Вронского она просто убила.
А разговоры Кити с Левиным - это да.. это замечательно!
КАкая глубокая, продуманная рецензия!Мысли человека, много чувствовавшего и понимающего. Наташ, ты большая умница!!!
Анечка, спасибо большое! Рада, что тебе понравилась рецензия)
Отлично написала.ты молодчина,что сказать! Единственное,не согласна,что для школьников рановато.Уровень восприятия у всех разный (у меня одноклассница увлекательнейше рассказывала,как читает Анну Каренину,так и нас заразила ею).Просто в 9м классе уже вполне можно начинать читать серьезную литературу о жизни,а то есть шанс так никогда не научиться её понимать и чувствовать
Спасибо большое! :)
Конечно, я и не спорю, что уровень у всех разный, и кому-то очень понравятся в этом возрасте эти романы.
Я только лишь за то, чтобы ни в коем случае не заставлять тех, кому не хочется, не лежит ещё душа. Ибо так можно надолго (даже навсегда) отбить охоту читать классиков. А они ведь действительно заслуживают быть прочитанными с любовью и интересом!
так что, вот: предлагать в этом возрасте, но не заставлять) заинтересовывать другими книгами, если эти не идут.
Хочу высказаться насчёт "Анны Карениной" в школьной программе. Конечно, всё зависит от учителя, всё зависит от личности ученика, но роман идёт! Идёт в смыле того, что нравится детям, застывляет задуматься. Спорят с пеной у рта об образе Анны, словно это их родная сестра. Любо-дорого посмотреть... Главное, задать русло. (Я - преподаватель, но о моей "хорошести" судить не мне)
Наша школьная программа сокращена до безобразия, дают несколько часов на "Войну и мир", о чём тут говорить? Однажды, к дальнейшей радости, рискнула взять "Анну Каренину". Роман зацепил, встряхнул моих студентов. И возраст их им был не помехой! Наоборот, думаю, что именно сейчас, в 16 лет, НУЖНО с ними об этом говорить, нужно вертеть эту жизнь в руках и рассматривать со всех сторон.
P.S. Я никогда не навязываю им своего мнения, даю им возможность мыслить самостоятельно, они сами ищут ответы и это, надеюсь, даст плоды.
Спасибо за рецензию! И ещё спасибо Л.Н. за то, что будоражил, будоражит и будет будоражить человеческие умы!
Вот! конечно, несомненно почти всё зависит от учителей! Роман идёт - детям интересно - я тоже только за, правда! Я лишь только хочу сказать, что очень многие (я действительно не голословно говорю) не хотят в этом возрасте читать классиков. И вот я за то, чтобы предлагать, заинтересовывать, но не заставлять. Чтобы не получить обратного эффекта. (который тоже встречаю часто у знакомых и друзей)
Спасибо Вам за комментарий! И за то, что Вы действительно хороший преподаватель, поверьте, если ученикам интересно обсуждать книги!
Отзыв хороший.
Имхо, но очень многие книги из школьной программы нужно предлагать, а не навязывать. Так, у меня стойкая неприязнь к произведениям из школьной программы, и в подростковом возрасте чуть было не бросила читать. Школьную программу люто ненавижу до сих пор. Но все же надеюсь в будущем прочитать несколько книг.
Может я упряма. Может "умом не доросла". А может, у меня сейчас своих забот хватает, чтобы еще вникать в проблемы персонажа?
Ладно. Все это не важно.
Я каждый раз начинаю читать книгу с надеждой, что таки прочту и каждый раз после N страниц откладываю в сторону с легким разочарованием и неудовлетворенностью.
Все так хвалят книгу, что мне ужасно любопытно, что же там такого? Что скрывают эти страницы? Хочется узнать, что такого я пропускаю, вникнуть, понять, разобраться.
В любом случае, все еще надеюсь прочитать. Но отложила это на неопределенный срок. )
полностью согласна!
Книга сама к Вам придет, когда будет нужно. Так всегда бывает.
Спасибо большое за отзыв!
Но в 9 классе (14-15 лет возраста), как раз и самое время изучать такие произведения, потому что зря вам кажется, что любовь, семья и дети - это что-то далекое, у многих в этом возрасте все это как раз и начинается. И вот чтобы избежать многих ошибок и в вопросах любви, и детей, стоит читать такие произведения как можно раньше...По большому счету, можно как угодно относиться к школьной системе, но по себе могу сказать, что ни один учитель, ни один школьный предмет ТАК не воспитывает личность, Человека, как литература.
так и я за литературу! и я за то, чтобы дети читали!
Посмотрите все комментарии, и Вы увидите, как половина говорит о том, что им в школе пришлась не ко времени эта книга, а половина же - наоборот, что полюбили в школе эту книгу.
А я говорю, что как раз исходя из этого нужно предлагать и заинтересовывать, но не заставлять тех, кому она не идёт, чтобы не получить обратный эффект. В таком случае можно находить другие альтернативы, книг в мире - море! И я точно знаю, что елси заинтересовать ребенка и подростка ВООБЩЕ чтением, ВООБЩЕ литературой, то он обязательно доберется до классиков сам, и оценит их. Но заставлять - это, по сути, как раз путь в другую сторону.
Не думаю, что и половина доберется до классики вне системы образования. Особенно учитывая, что чтение книг - вообще далеко не у каждого занимает должное место в жизни...Я, например любила классику в рамках школы, потому что была возможность проанализировать ту или иную главу, обсудить, понять тонкости, остановиться на определенных моментах. В одиночестве читая классику, это редко удается, чаще приходится составлять некое общее впечатление от героев, ситуаций,языка. А это совсем не то...Классика - штука трудная, через нее чаще приходится продираться, как сквозь колючки, чем получать удовольствие...Это сродни физическим нагрузкам - тяжело, больно, зато какая потом приятная боль в каждой мышце))Но не каждый ее оценит))
"Анна Каренина" не входит в обязательную школьную программу. Уже и с романом "Война и мир" предлагается ученикам только "ознакомиться"... Так что в этом смысле Вы можете быть спокойны: теперь о Л.Н. Толстом школьники будут знать только то, что он - бородатый дядька, который очень много чего понаписал...
Нет, подождите, я с Вами не согласна! Почему же "только бородатый дядька"?? Неужели так сейчас преподносится биография этого человека в школе? Или изучение биографий теперь тоже не входит в программу?
(кстати, всего пару лет назад всё ещё в программе было, я точно знаю. Только что поменяли?)
Так вот. Если книг нет в программе - это же совершенно не значит, что их нельзя предлагать ученикам к прочтению! Разве нет?
у всех разное развитие, как уже все заметили, так почему бы не давать ученикам на выбор разные книги, совершенно разные, среди которых будут и классики, с условием потом рассказа друг другу на уроке - что именно кому понравилось, а что нет, и почему.
Да, я знаю, что НЕКОТОРЫМ понравилось читать в школе Толстого - и это замечательно! поэтому я и говорю, что предлагать НУЖНО!
Но БОЛЬШИНСТВУ (я говорю не голословно, да и Вы, как учительница, должны это знать) - большинству просто больше не хочется брать в руки классиков.
Потому что, в конце концов, Толстой не писал для подростков, он писал для взрослых людей.
И, не знаю, как Вам, а мне обидно за Толстого и Достоевского, когда я про них слышу от сверстников, которых в школе мучили этими писателями, что они нудные и скучные!
Очень согласна! Мне Достоевский кажется таким глубоким, что каждый раз перечитывая - обязательно найдется какая-то новая изюминка. Точно так же и Толстой. Знакомить надо, заставлять насильно - нельзя!