Больше рецензий

8 октября 2020 г. 19:50

127

4 Кулинарный боевик

08:40

Здравствуй читатель! Сегодня у нас представитель жанра постап, киберпанк и литрпг!

Эдуард Поляков, книга "Гражданин", цикл со скромным названием «Кибер». Действительно, а чего бы киберпанк не назвать «Кибер»? Прямо, прямо. Настраивает. Ну, а что там у нас на обложке?

С момента Последней войны прошла почти сотня лет, государства, вернее то, что от них осталось, распались. И на обломках прежних континентов возникли города-государства или доминионы. Выросшие на руинах прошлого мира, доминионы строят новое общество. Суровое. Жестокое. Люди в доминионах поделены на касты, и принадлежность к той или иной касте есть человеческое счастье. Для всех, кроме низшего людского сословия: убогих. Выросший на руинах Симферополя теократический полис Новый Ковчег стал домом для Дима Сэта – сироты и будущего гения роботостроения.
спойлер
А спонсор данного поста – шафран. Шафран – подсыпь ещё пять-десять грамм! Минздрав предупреждает: злоупотребление вредит вашим врагам.
свернуть

Первое, что немного ошеломляет в книге – это пролог. Ты не угадаешь, что там... А там автор, просто и незамысловато, рассказывает про мир произведения, даёт краткий экскурс в историю, раскидывает ростки мироустройства. Как будто ещё одну аннотацию читаешь. Я даже не знаю, как к этому относится. Обычно авторы вплетают описание мироустройства в само повествование и не бьют сухими данными, прямо вот так, в лоб. Тут же вот такая экспозиция. Нет, потом, конечно, по ходу повествования черты мира прорисовываются всё больше и больше. И поэтому смысл данного пролога от меня ускользает. Сразу, конкретно читателю без воображения, дать понять, о чём идёт речь и что там за мир будущего?

Может и так, но повторю, по ходу произведения мир и так нам вполне себе представят. А в этом мире будущего, как и положено киберпанку, процветает социальное неравенство. Одни имеют всё и зажрались, другие банально, даже настоящей еды ни разу в жизни не видели – только синтетические помои. Первые смотрят на вторых, как на говно только потому, что тем не посчастливилось родиться в низшей касте данного общества.

Да, в книге присутствует кастовая система, и догадайся, к какой касте принадлежит протагонист? Правильно, к самой низшей. А самая низшая каста это «гражданин». Плюс он ещё и сирота. Да это же просто комбо стартового неблагополучия!

И что в таких произведениях преобладает, что в первую очередь притягивает? За чем мы следим? Конечно же, за становлением, прогрессированием и прокачкой протагониста! Всё-таки, жанр литрпг. Но здесь нет классических атрибутов данного жанра. Ролевая система здесь представлена в виде дополненной реальности, за которую отвечает Система – с большой буквы. Тут нет привычного экспириенса, ачивок и прочей шелухи. Есть очки социальной значимости. То, что ты получаешь за свои заслуги, свой труд и вообще за правильные, с точки зрения Системы, дела. И чем у тебя их больше, тем больше функций и возможностей тебе открывается и растёт статусность.

И, как и полагается в большинстве книг данной направленности, эти очки сыпятся на главного героя, как из рога изобилия. И можно даже это причислить к роялю, но нет – логическое объяснение данному феномену имеется. Интрига!

Но в целом, ролевая составляющая не особо себя проявляет и поначалу может показаться непонятно, зачем нужны показываемые Системой очки характеристик и навыков и умений. Ну, просто ты обладаешь какими-то знаниями или банально накачался в спортзале, то система так и покажет: «сила – столько-то», навык «такой-то – столько-то». Но протагонист на основании этих данных, что он видит о других человеках, строит какие-то планы, делает выводы. Вот какой-то такой функционал.

И повторюсь, свои очки соц. значимости герой получает за счёт работы головой, а не мускулами – он вообще почти дрыщ. Так что не жди от книги эпического рубилова, происходящего с каждостраничной регулярностью. Вообще в плане динамического действия книга затянута, и первый экшён происходит где-то в третье главе, в виде тренировочного боя ботов.

Автор, как хомячок-бурундучок в норку, заботливо стащил в свою книгу различные жанровые атрибуты из других франшиз. С миру по сосенке – вот и собственный лесок высажен. И основные сражения в данной книге, например, проводятся посредством ботов – лёгких и тяжёлых, больших и малых орудийных платформ.

Может быть, тебе что-то скажет название «BattleTech». И как нам указано в аннотации, протагонист, дескать, шикарный конструктор данных устройств. Честно говоря, в первой книге это мало на что влияет.

Ещё в данном мире будущего сохранилась религиозная полярность и на ней автор пытается строить конфликт, как внутри самой Конфедерации, бывшей территории России, (существует инквизиция, например), так и конфликт внешний с исламистами.

Есть там один момент. Автор обратил внимание на крайнюю плоть. И я тут же вспомнил «Колодезь» Святослава Логинова. Но нет, Эдуард Поляков так детально не стал заострять на этом внимание. А ведь тут можно было сыграть на религиозных переживаниях героя так же сильно, как это было показано в «Колодезе». Усилить конфликт. Есть, конечно, намётки у некоторых героев на религиозную фанатичность.

Например, вот тут будет спойлер:

спойлер
Так вот «друг» главгероя распалённый религиозными доводами, чтобы подставить протагониста убивает трёх человеков. А? Каково? Там ещё ближе к концу книги герой размышляет о том, что вот это вот единственный человек, которому он может доверять… Ну, не знаю. Я бы организму с такими тараканами в голове особо не доверял. От слова совсем.
свернуть

В целом, в первой книге цикла «Кибер» какой-то развёрнутой картины мира я не увидел, даже несмотря на представление в прологе. Это всё развернётся в следующих книгах цикла. Нет там пока и масштабных баталий, в плане массовости, а не масштабов воюющих ботов. Но все детали и атрибуты жанров присутствуют: антиутопия, разруха, рост и становление личности, конструирование и скрежет металла.

В аудиоформате книга представлена в двух вариантах. Один озвучивает Никита Маркелов, другой Сергей Дидок. Озвучка Никиты – это озвучка любителя, которому нравиться данное произведение. Он старательно играет со звуковыми эффектами, меняет голоса разным персонажам, подставляет фоновую музыку. Но качество звука хромает, и сам чтец периодически спотыкается и иногда окает.

Озвучка Сергея – это уже профессиональная озвучка. Гладкая, качественная, выполненная по работе, а не по велению сердца. Средняя продолжительность звучания около десяти часов. Кстати, в варианте Сергея Дидка Эдуард Поляков замаскирован под псевдонимом Дмитрий Скальд.

От себя ставлю произведению трёх Оптимусов Праймов.
картинка PhantasyWorld

На этом у меня всё. Люби фантастику, удачи и всех благ!

Источник