Больше рецензий

23 сентября 2020 г. 22:29

630

0 Но пусть дух Каина в сердца вселится: Тогда все ринутся в кровавый бой, Придет конец трагедии ужасной!

После Ричарда II эта пьеса Шекспира о событиях, которые приведут к Войне роз. Эта пьеса не столько о Генрихе IV, сколько первая из трилогии о принце Хэле / Генрихе V - от Истчепа до Азенкура. Первая часть « Генриха IV» повествует о восстании баронов, последовавших за юным Генри Перси, против короля, которого они когда-то посадили на трон Англии. В то же время это еще и увлекательная и дерзкая пьеса отбрасывает тень на людей низкого происхождения, ничтожеств, живущих в таверне, в одно время с королем и знатью.

Мятежи и правление Генриха IV - это лишь часть пьесы Шекспира, другая ее часть - история не путевого старшего сына, будущего короля Генриха V. Он проводит время в сомнительной компании, развлекался еще более сомнительными способами. Первая часть балансирует на грани комедии и драмы. Вероятно, вначале дружеские отношения между принцем Хэлом и Джоном Фальстафом сделали эту пьесу Уильяма Шекспира одной из самых запоминающихся. Трудно объяснить, что делает эту странную дружбу и, в особенности, Фальстафа - хронического лжеца, пьяницы и вора - одним из самых милых, самых запоминающихся, самых человечных и трогательных персонажей.

Вторая часть пьесы куда более унылая. Этот мир более холодный, чем в первой части «Генриха IV», ему не хватает ни хорошего юмора, ни щедрости. Угроза беспорядков витает в воздухе. Угроза проявляется во многих формах. Внешне это восстание, возглавляемое дворянами, которые никогда не признавали законность монархии короля Генриха IV. Как еще одно свидетельство нарушения этого порядка, умирает король Генрих. Но подходит ли принц Хэл для этой трона? Мне нравится, как Нортумберленд привлекает внимание к этой драме в начале пьесы:

Пускай целуют землю небеса!
Пускай рука природы даст простор.
Морским волнам! Порядок пусть погибнет!
И пусть не будет больше мир ареной. Для медленно взрастающей вражды.


У Шекспира очень образный язык.

Первая часть « Генриха IV» показала, что Шекспир продвинулся вперед в историческом жанре, разумно смешивая комические и трагические элементы, чтобы создать эффектную тональную двусмысленность. Во второй части также много смешивания, но на этот раз результат не такой. Есть запоминающиеся сцены: сцена у смертного одра Генриха IV, как и отказ Хэла от своего старого друга и наставника Фальстафа, а также есть не плохая комическая составляющая.