Больше рецензий

17 сентября 2020 г. 17:53

232

4.5

Чтение художественного текста через дореформенную орфографию – мой новый читательский опыт и, в то же время, своеобразный вид мазохизма (но лишь поначалу).

Желание прочесть «детективный романъ» поселилось во мне ещё в начале лета, но «ъ, i, ѣ, лѣтнія, котораго» и иже с ними отпугивали меня, поэтому я ждала открытия библиотеки, чтобы взять другое издание с привычными уже нам буквами (и их сочетаниями). Библиотеки открылись, лето прошло, птицы улетели, земля покрылась жёлтым ковром, и желание читать пересилило страх дореформенной орфографии: я стала «бороздить новые просторы». Совсем не жалею, скорее, восхищаюсь.

«Непривычные символы будут препятствовать чтению, в лучшем случае – его тормозить, ставя "подножки"», – думала я. Но на удивление, этого не произошло. Напротив, такого «гладкого», без соринки и задоринки процесса, не было у меня давно. Наверное, живущий во мне лингвист, не увидел преград, а, получив новый опыт, только восхитился.

Подведём итог «ерам» и «ятям»: чтению они не мешают нисколько, возможно, даже «подгоняют» и, наверняка, вызывают изумление окружающих, невольно заглянувших в вашу книгу.

«Штрихи» автора так же порождают приятные чувства: старый замок, заброшенный сад, скалы, двое юношей – Сергей Вольский, восстанавливающийся после плеврита, и его друг – Виктор Шорин, старик Вольский и его секретарь Суриков, кузина Вольского Горева, прогоревший в каком-то деле и потерявший замок друг Лунин и его дочь Наташа, сыщик Рато и даже не самый умный доктор так гармонично вписываются в картину и взаимодействуют в ней, что чтение приносит несоизмеримое удовольствие.

Сюжет захватывает сразу. Сергей с отцом и другом отправляются в старый замок, чтобы провести лето. Туда же приезжает кузина Вольского Горина, всех их встречает секретарь Вольского Суриков. И с первых дней жителей начинают пугать неизвестные звуки – стук женских каблуков и вздохи. Однако через некоторое время они пропадают. Сергея на протяжении всего времени не отпускает мысль отправиться в Париж к возлюбленной Кэт (которая, к слову, в нескольких абзацах показала себя как ветреная девушка и совсем безразличная к Сергею), но отец в средствах отказывает, и Сергей с Шориным придумывают план, как добыть денег. Они решают повернуть обстоятельства так, будто Сергея похитили разбойники и требуют выкуп. В своё отсутствие он время зря терять не будет, поскольку планирует писать книгу.

— Все-таки трудно писать въ такихъ нелѣпыхъ условіяхъ, — съ досадой подумалъ онъ. — Другіе писатели работаютъ спокойно, въ уютномъ кабинетѣ, при нормальной обстановкѣ. А тутъ — сидишь какъ въ тюрьмѣ, ѣшь скверные консервы, прислушиваешься ко всякимъ звукамъ, да еще угрожаешь отцу разбойниками. Кромѣ того, эти предметы на столѣ ужасно развлекаютъ. Бумага. Карандаши. Лампа.

Вот так, просто и наивно. Но не тут-то было. В один из дней Виктор находит Сергея мёртвым. Думаете, я раскрыла самые интересные карты? Ошибаетесь! Потом начинают происходить события менее романтичные, но более захватывающие. Я люблю детективы, но совсем в них не разбираюсь, поэтому не могу оценить саму «детективную» линию, а оценю роман полностью по критериям: живописность, место действия, слог, герои, сюжет, остроумие. И скажу: превосходно!

— А какъ вамъ нравится подпись: «зеленые дьяволы?»
— Очевидно, подъ впечатлѣніемъ кинематографа. Дань современному искусству.
— И, главное, не просто дьяволы, а зеленые. Почему именно зеленые? Бакъ вы думаете? Ха-ха!
— Да, дѣйствительно, зеленые… Хе-хе.
— Намекъ на зелень окружающихъ лѣсовъ? Такъ, что ли? Ха-ха!
— Навѣрно. На зелень лѣсовъ. Хе-хе… И на возрастъ, быть можетъ.