Больше рецензий

Godefrua

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 сентября 2020 г. 17:22

1K

5 Дом. Портрет. Женщина.

Я испытываю чувство зависти, читая семейные саги длительностью от трех поколений, не считая автора. Завидую преемственности, информированности, знанию маршрута перемещения семьи. Завидую памяти, завидую тому, что прошлое не секрет, не тайна в духе "если кто узнает, мы все умрем, нас расстреляют, детей снова расселят в разные детские дома по необъятной Родине"

Зависть моя растет, распирает, когда я читаю про привязку какой-то семьи к месту, к земле. К дому, к хозяйским помещениям, ко всякому полезному трудовому инвентарю. Как будто в имуществе и есть код памяти. Без имущества, без недвижимости — где памяти храниться, где обитать, куда ей расти? Где складывать памятные вещи, вешать портреты? Вещи, портреты возможны и уместны только если есть место, точка опоры. Только представьте - портрет есть, а дома нет. Да это просто смешно! Кому нужен портрет без дома? Нет дома, нет портрета. Во всяком случае, для потомков. 

Дом с землей может быть и есть, земля, место — они никуда не денется. Живут своей жизнью и без нас. Место с домом просто забудется, потому что все недоговорили, умолчали, и спустя годы — никто не сможет сказать, где оно, то место, тот дом? В больших городах есть старинные дома, в них живут люди не имеющие никакого отношения к тем, кто приобрел землю под ними, выносил и заказал проект, оплатил строительство. Их сотни тысяч, миллионы. Это чьи то гнезда, ставшие гнездами для кого-то совершенно постороннего и случайного. Боже, как пафосно звучит реклама по продаже квартир в старинных доходных домах! Или колхозных земель, бывших чьими-то крестьянскими хозяйствами, продающиеся непонятно кем. Казалось бы, нет ничего проще проследить историю собственников, но как бы не так! Архивов прав длительностью более 30 лет не существует, да бог с ним имуществом, не существует архивов записей рождений и смерти считай до середины двадцатого века! Нам не до саг. Не до портретов. Семейная сага в наших местах как знание истории поколений, это как апельсины, выросшие в тайге. Нелепость и неправда. Этот жанр мы не можем себе позволить, в силу особенного пути развития нашей цивилизации. Цивилизации, которой меньше ста лет. Люди без прошлого, без знания имен прабабушек и без понимания откуда они взялись, даже придумать не смогут складно и правдиво. Это как не знать и забыть. 

У скандинавских народов все по другому. Этот их Хюгге не придумался сам по себе, он из преемственности поколений и семейных традиций. И как следствие наследования имущества потомками, которые из поколения в поколение красят один и тот же фасад дома, чинят свой причал и варят варенье из ягод, собранных с тех же самых кустов, растущих вдоль забора. И где главное действующее лицо, прародительница - женщина. Которая помнит где ее дом.


Комментарии


Наташа, все же реально узнать имена прапра и пройтись по родовым местам. Да, в нашем случае не будет дома и часто даже памятного фото, но на уровне ощущений все равно это есть...


от таких ощущений еще больше сиротства(