Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 сентября 2020 г. 07:38

7K

4.5 Масочный режим

"...на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее".

Евангелие от Матфея, 16 глава

Внезапно Виктор Олегович написал оптимистическую трагедию. Мир рушится, но лазейка остается, так что стоит ли унывать? Эти семь сотен страниц, конечно же, можно назвать еще одной главой в бесконечном пелевинском метатексте, но интонация стала меняться очень заметно – после пророческого «И.Л.К.» автор, возможно, сам ужаснулся тому миру, который создал (и в котором заставил жить миллиарды настоящих землян), поэтому через год решил дать человечеству шанс.

В тексте есть все знакомые признаки (стеб, удачные шутки, шикарные образные сравнения (мне, думаю, запомнится то, что Екатерина II – это Меркель, возомнившая себя Путиным)), но к этому привыкаешь, поэтому я уже несколько последних книг ловли ссылки на другие произведения искусства. Если по части географии Виктор Олегович настроен демократично, описывая те места, где некоторая часть его читателей должна была побывать, то в музыке он завзятый элитист – ни ‘Moonchild’ King Crimson, ни ‘Hot River’ Ника Мейсона к мейнстриму, насколько я могу судить, не принадлежат. Кстати, через связь последнего с Pink Floyd можно попробовать перекинуть любопытный мостик к «Омону Ра», там прослушивание треков этой британской группы было смыслообразующим. И, чего скрывать, я вообще люблю заимствовать песни из книг – так, Дуглас Адамс когда-то подарил мне ‘Tunnel of love’ Dire Straits.

Вся вставная повесть о Элагабале прекрасна, она лучше современных метаний необязательной Саши, чья функция сводится к проговариванию авторских шпилек в адрес правящей идеологии. А страницы про Рим и империю показались мне удивительно созвучны тому впечатлению, что на меня самого произвели, например, книги Криса Уикхема (например, эта ). У Пелевина очень осязаемо передана атмосфера больших свершений и привычного внутреннего насилия в социуме, вся эта рябь от смены императоров. Уместно ли здесь вспоминать о журнале «Наука и религия», который когда-то стал трамплином для нашего с вами демиурга? Если да, то старые интересы не оставляют Виктора Олеговича, его древний мир насыщен и реален, а старые боги все еще интересуют его.

И еще интересует меня, стоит ли сравнивать его черный Камень (столь важный для Элагабала) с черным же монолитом Артура Кларка (с Каабой Пелевин и сам его сравнил). Роль их в чем-то схожа.

Означает ли благорасположенность Пелевина к людям, что мы все же переживем 2020? Или это просто передышка на большом пути? Кто его знает, но маски теперь с нами надолго, пусть это всего лишь тень тайных дел москвички Саши и императора Каракаллы.