Больше рецензий

31 августа 2020 г. 15:10

765

3 Каков мир, такие и люди

Мир жесток – это не секрет ровным счетом ни для кого. Люди, которые живут в нем, подвергаются влиянию этого жестокого мира со всех сторон. Так было вчера, так есть сегодня, так будет завтра и неважно какой именно это мир – наш или мир, который будет построен на наших костях. Йорг Анкрат – главный герой трилогии, - является ещё одним продуктом этого жестокого, жестокого мира. Вторая часть продолжает его кровавое путешествие трону. Мальчик возмужал (слегка) и теперь действие делится на две практически равные временные линии – когда Йоргу 14 и 18 лет. У Йорга новый враг, прославленный всеми и настолько же обожаемый – Оррин из Стрелы, император, которого каждый бы хотел увидеть во главе своей страны. Он доблестный, честный, красивый, благородный и умный. Освобождая земли, он не платит им за неподчинение огнем и мечом, а дарует благосклонное предложение присоединения к единой империи (под его началом, разумеется). На противоположной стороне весов – Йорг, всеми ненавидимый и вызывающий лишь ужас. Но даже при такой репутации Йоргу требуется помощь и он обращает свой взор на очередных родственников, заключая с ними союз. Победит он или нет, хватит ли у него силы воли, чтобы сломить помазанного небесами и избранного судьбой? Остается только надеяться, что нет.

Повествования от первого лица тяжелы для написания. Чтобы выйти из этого тупика, Лоуренс прибегает к интересному приему, который он частично апробировал в предыдущей книге: Йорг не помнит того, что произошло четыре года назад, причем от слова совсем. В память о произошедшем (игра слов учтена) у него осталась лишь шкатулка, которую не следует открывать. Конечно, Йорг ослушивается и таким образом читатель узнает всю подноготную. В основном, это военные планы (потому что Йорг 18-летний находится в разгаре войны), но что-то темное лежит на дне коробки, что-то, что свело его с ума. Мы – это память из того, что мы делали в своей жизни. Каждый наш шаг по пути жизни кроит из нас тех, кто мы есть. Как же можно понять себя, забыв несколько лет из своей жизни? Йорг – герой решительный, умный, хитрый и расчетливый. Идеальный стратег. Хладнокровный убийца. 14-летний мальчик. Абсолютный выродок, если быть абсолютно откровенной. Йорг – монстр, который получился в результате работы своего отца и сил за ним, пытающийся выжить вопреки всему и одержать победу в, немного ни мало, битве за Престол Империи. Нет, не тот престол, который до поры до времени в руках золотоволосых и прекрасных, но не менее ценный, ведь что есть Престол? Власть. И власти Йорг желает. В этой книге, как и в первой, Йорг совершает немыслимые преступления во славу своего эгоизма и упорства. Это подается нам под соусом того, что Йорг задумывается о своем народе и хочет улучшить их жизнь, а как это возможно при войне, которая непрестанно происходит за окном? Однако, все намного проще. Йорг не хочет склонить своей головы ни перед кем. В этом его сила, безусловно, и то, что делает невозможным оправдание его поступков даже из-за редких проблесков человечности. Йорг Анкрат не был написан так, чтобы он нравился, он по жанру не должен нравится, поэтому глубокое отторжение от его персонажа понятно. Романтизация его персонажа из-за нескольких добрых моментов и оправдание его поступков «влиянием извне» - нет. В целом, Йорг вырос как персонаж, повзрослел. За ним стало интереснее наблюдать, но ненамного, а из-за того, что персонажа отторгаешь, за него особо не переживаешь. Его стратегия войны интересна, впрочем, а происходящие с ним передряги тем более.

Кэтрин уделяется чуть больше внимания в виде дневниковых записей и небольшого флешбека в прошлом. Проблема Кэтрин в том, что описана она таким образом, что не отделена от других персонажей. Мы не видим её характера, её персонажа. Да, мы знаем, что она любит читать книги и что она живет в средневековье, что логически подводит нас к мысли о том, что у неё: а) нет права голоса; б) она разменная монета, передаваемая в качестве гаранта в браке; в) в какой-то очень быстрый промежуток времени она должна забеременеть. Лоуренс осторожно пытается выйти за эти рамки, соединяя её судьбу с Йоргом, а значит его проблемы становятся каким-то образом и её проблемами, но в этом-то и суть. Тест Бекдел книга проваливает с оглушительнейшим треском.

Мироустройство все ещё хромает. Йорг и его банда куда-то двигаются, что-то делают где-то, потом как-то скачут куда-то, где-то натыкаются на технику древних, где-то попадают в магические передряги, но где? Как? Что они едят? Как построены города? Не могут же они состоять целиком из грязных трущоб и замка. В третьей части моей копии книги прилагается политическая карта, очертаниями напоминающая Европу, но она не физическая. А что за границами Европы? И патриотическое – что случилось с Россией? К менее глобальным вопросам, что за форма у стражи? Что вообще за воины (кроме их количества, грубую математику ты зазубриваешь очень быстро с прочтением книги). Что с экономикой? Что с валютой? Кто был до них (не считая родственников Йорга), были ли какие-то великие герои или сражения? Что вообще с историей творится или они только труды Аристотеля нашли, а затем решили, что собственную историю записывать не стоит?.. Нет ответа.

В целом, книга неплохая. Вы не должны ждать многого: если вы желаете крови, войны и сражений на мечах, то милости просим. Не сильно задумывайтесь над происходящими военными событиями, впрочем, хитрость Йорга лавиной (игра слов учтена) снесет вас прочь. Не читайте и ради персонажей или истории – сюжет прост и за исключением нескольких поворотов, я ни разу не почувствовала даже легкого намека на шок. Читайте на свой страх и риск, но определенно не берите её с собой в поездку – эта книга, несмотря на небольшой размер, будет тянуться довольно долго.

6/10