Больше рецензий

Anastasia246

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 августа 2020 г. 22:37

4K

4 "Жизнь была бы куда скучнее, если бы мы с первого взгляда узнавали о каждом все"

Читая много современной зарубежной прозы, наблюдаю интересную тенденцию: авторы все чаще предлагают своим читателям побыть немного археологами и пораскапывать тайны прошлого. Как будто в настоящем нет ничего, что бы заслуживало внимания, а там, где-то 50-70 лет назад, было что-то такое потрясающее...Все бы ничего, но наши герои (Лорел с братом Джерри) начнут изучать даже не свое прошлое. А прошлое своей матери, Дороти. Есть в этом что-то противоестественное, согласитесь. Если человек хочет что-то доверить вам - это его дело, но намеренно влезать в чужие тайны; не знаю, но мне кажется это чем-то странным, некрасивым, непорядочным...

"Нынче прошлое Дороти окружало Лорел со всех сторон. Прошлое подстерегало ее на каждом углу, отзывалось шепотами в ночной тишине. С каждым днем его груз становился все тяжелее, принося с собой кошмарные сны..."

Оставим в стороне моральные аспекты темы и сосредоточимся на сюжете. Выдержав небольшую "болтанку" из постоянных временных качелей туда-сюда обратно (1940-е, 1960-е, 2010-е) (вот почему. почему писатели уверены, что линейный последовательный сюжет - это скучно, а перескоки во времени действия так уж увлекательно?), мы начнем проникаться историей юной Долли (Дороти), ее первой любви (им стал красавец Джимми), ее дружбы с богатой и успешной Вивьен, женой известного писателя Генри Дженкинса, военные годы, работа компаньонкой...(если отбросить всю эту историю с выведыванием чужих тайн, получится интересная, трогательная история, на первый взгляд очень простая и незамысловатая (история мести и предательства), но на поверку она окажется куда глубже, а финал так уж вовсе ошеломителен...

"Хранительница тайн" - так называет свою мать Лорел, не догадываясь, что все мы в той или иной степени точно такие же хранители; не всем личным и сокровенным можно поделиться даже с собственными детьми, не все тайны принадлежат только нам, а некоторые секреты даже несут реальную опасность...

"Всегда есть вероятность обнаружить то, что не укладывается в существующие теории"

4/5, местами неоправданно затянутая, местами скучная, местами совершенно сказочная история, а главная идея книги, как мне показалось, упоминается лишь вскользь еще на первых ее страницах - всем нам хочется порою представить своих родителей теми, кем они были до того, как стали нашими родителями: юными, влюбленными, бесшабашными...И не все тайны нужно стремиться раскрывать. Ни к чему это...

Недо-детектив, недо-семейная сага, недо-любовный роман, это что-то такое странное, чему трудно подобрать определение, "современная проза" - звучит как-то пресно; это скорее такая фантазия на тему, о которой я сказала чуть выше: а какими были наши родители? Очень уж интересно удалось Кейт Мортон развить свою идею в роман. За идею и за шикарный финал - 4/5, а как художественное произведение - это чуточку недоработано....

Первое знакомство с творчеством Кейт Мортон оказалось не таким, как я ожидала, но тем не менее продолжу потому что по одному произведению очень сложно судить обо всех ее книгах.

Прочитано в Клубе любителей современной зарубежной прозы и Виртуальном клубе "Love Story"

Комментарии


Читая много современной зарубежной прозы, наблюдаю интересную тенденцию: авторы все чаще предлагают своим читателям побыть немного археологами и пораскапывать тайны прошлого. Как будто в настоящем нет ничего, что бы заслуживало внимания, а там, где-то 50-70 лет назад, было что-то такое потрясающее..

Своеобразная защита от настоящего и его безумия)
Да, забавный эффект патинки времени.
Вот возьмите сегодняшний средненький роман и перенесите его на 200 лет назыд. И он сразу засияет чуточку другими красками, почти как вино выдержанное)
И с людьми также. Их тайны кажутся более глубокими чем современные тайны.
Забавно)

Все бы ничего, но наши герои (Лорел с братом Джерри) начнут изучать даже не свое прошлое. А прошлое своей матери, Дороти. Есть в этом что-то противоестественное, согласитесь. Если человек хочет что-то доверить вам - это его дело, но намеренно влезать в чужие тайны; не знаю, но мне кажется это чем-то странным, некрасивым, непорядочным...

Ну да, вы правы.. есть в этом неделикатное любопытство "хирурга", рассекающего плоть прошлого, толком не зная, что будет дальше.
У Мопассана есть прелестный рассказ на эту тему, но вывернутый чундно.
Племянники приезжают в гости к своей умершей ( или умирающей тёте, не помню, а может она вообще жива бала и улыбалась даже, но память почему-то кладёт её горизонтально).
Она была благочестива и верная жена, строгих и нравственных взглядов..
Но в её комнате, в тайнике столика её племянники обнаруживают отдел с её письмами любовником, и прошлое оживает, дивно оживает, и сама тётя предстаёт живым человеком со страстями, надеждами...

(вот почему. почему писатели уверены, что линейный последовательный сюжет - это скучно, а перескоки во времени действия так уж увлекательно?)

Анастасия, так это банальная мода)
И часто ею прикрывается... некая сероватость таланта.
А так, как сегодня в одежде или причёске, надел что-то яркое, необычное, и сам словно бы стал ярким и необычным.. а что так ходит 1000000 людей, это ничего.
А линейный сюжет это такая условность.. главное чтобы чувства были не линейными.


Своеобразная защита от настоящего и его безумия)


Вот, а мне бы наоборот хотелось прочитать про безумие настоящего) Сейчас-то цензуры уже нет, можно писать про что угодно, но почему-то привязались к прошлому...

так это банальная мода)


Да, вот что-то типа того...Непрактично, но изысканно) Это действительно в последнее время что-то вроде признака хорошего вкуса: вывернуть сюжет наизнанку, разбросать его по разным временным отрезкам (мол, пусть читатель сам сводит концы с концами) и постоянно без устали твердить читателю о какой-то зловещей тайне из прошлого, угрожающей разрушить его настоящее...