Больше рецензий

7 августа 2020 г. 15:59

4K

3.5 Silentium est aureum, или Черные курицы и Масонские ложи

«Больше слушай, меньше говори – и ты будешь поступать верно! Забывай обиды! Плати добром за зло! Никогда не пользуйся силой своей или преимуществом без нужды!»
Пайк А. "Мораль и Догма Древнего и Принятого Шотландского Устава Вольного Каменщичества".


Из детства.


Не помню, в какой именно момент я об этом узнал, но каждую ночь, засыпая, я твердо был уверен в одном: за пыльным настенным ковром у кровати живут призраки. Призраки были не то чтобы злые, но могли расстроиться и нагнать ночную жуть, и потому с ними нужно было общаться, развлекая их рассказами на ночь. Правда, с другой стороны комнаты призраки тоже жили - за сервантом, набитым различными сервизами, фарфоровыми фигурками и подписными собраниями сочинений. На некоторых из этих томов ажурная вязь на корешках под фамилией автора напоминала ушастых гремлинов, но о них позже. Призраки за сервантом тоже нуждались в беседе, и поэтому приходилось постоянно ложиться то на один, то на другой бок, чтобы уделить придирчивым духам с обеих сторон комнаты равное внимание. Разговаривал с ними я, естественно, мысленно.

Наши дни.


Масонством как явлением заинтересовался достаточно давно, но так и не направил интерес в нужное русло. Монографию Пятигорского "Кто боится вольных каменщиков?" благополучно дал почитать знакомому, с которым перестал общаться, двух- (или трехтомник) по истории русского масонства так и не выписал в библиотеке, и потому до сих пор нахожусь в положении не только профана, но и профана-неофита, который успел прочитать лишь пару абзацев Пятигорского, в которых он писал о том, что главная тайна этого загадочного ордена заключается в почти демонстративном отсутствии какой-либо тайны. И пусть во время чтения "Волшебной горы" я всегда был на стороне иезуита Нафты, идеалы братства каменщиков всегда были мне симпатичны. Бог, Свобода, Равенство, Братство - чего плохого? Однако, мое незнание матчасти превратило интерес к масонству в некоторого рода обсессию, когда следы его видишь даже там, где их нет.

О повести.


Хотя в наличии в "Черной курице..." аллюзий на масонские ритуалы сомневаться не приходится. Погорельский - очень удобная фигура для всяческих наветов и мистификаций, но относительно его участия в нескольких масонских ложах сомнения нет. Человек как будто специально окутывал себя ореолом таинственности и сочинения писал под стать - один "Двойник, или мои приключения в Малороссии" чего стоит (о нем обязательно напишу отдельно, когда выдастся случай перечитать). Русский Гофман, предвестник Гоголя, странный и до сих пор непрочитанный как следует, он пишет первую русскую авторскую сказку о мальчике Алеше (точно ли имелся ввиду А.К. Толстой?) и его психопомпе - проводнике сквозь тонкий потусторонний мир, скрывшийся за покоями голландских старушек, - являющемся в образе курицы. Детская сказка с моралью - казалось бы, какие тут отсылки? Но все в этой повести какое-то двусмысленное - то Алеша отдает единственный свой империал кухарке, как бы в качестве платы за проход в другой мир, то постоянно с настойчивостью начинают упоминаться редкие драгоценные минералы, то черная курица бегает за мальчиком по пятам "как собачка" (не Анубис ли?)

«…люди, склонные усматривать в случайных совпадениях глубокий замысел провидения, принимавшие в соображение побочные обстоятельства, каковы естественные или чудесные движения наблюдаемого животного, время, а также настроение наблюдателя совпадений, такие люди попадали в лабиринт, откуда их могло вывести лишь знание специалистов, символодидактов, или толкователей всех случайных явлений».
Буше-Леклерк О. "История гадания в Античности: Греческая астрология, некромантия, орнитомантия".


Из детства.


Книга "Антоний Погорельский - Избранное". На обложке - силуэт дамы, вроде как стоящей возле окна. Книга интересует в основном наличием в ней достаточно мрачной, но почему-то влекущей к себе сказке. В чем-то похожей на "Городок в табакерке", но другой. Не страшной - сказки Андерсена пугали сильнее, особенно "Огниво" (одними описаниями собак пугали жутко). Но странной - с несчастливым концом. Ну чего там счастливого? Какой прок в том, что Алешу вновь все стали любить и лелеять и вновь он стал хорошим и умным мальчиком, если подземному народу пришлось переселяться за тридевять земель? Мои призраки тоже ушли - и те, что жили за ковром, и те, что прятались за сервантом (иногда даже кажется, что часть их жила в серванте, а не за ним), но ушли по своей воле и больше меня не тревожили. Правда, однажды, лежа в горячке во время тяжелой болезни, я увидел, как в щель между занавесок заглянул лохматый сверкающий гремлин. Сверкал не он, просто в глазах его отражались отблески бушевавшей за окном грозы.

Наши дни.


Перечитывание того, что было прочитано давным-давно в полусознательные детские годы, редко дарит какие-то новые открытия. Конечно, "Мастер и Маргарита" в двадцать четыре дарит несколько иной опыт, чем в одиннадцать, равно как и гоголевская проза открывается совсем с иной стороны. Но большая часть текстов навсегда остаются в сознании такими, какими они впервые были в нем отпечатаны. С условно "детской" литературой так в особенности часто случается - чаще всего все глубины, все потрясения улавливаются уже с самого первого, еще не совсем осознанного, прочтения. "Хроники Нарнии": дети приняли мученическую и попали, хочется верить, в рай. Больше особо ничего не откроешь для себя, сколько не перечитывай. Вот с "Черной курицей" случилось иначе - потому что, профан ты или нет, в ходе попыток изучения символики Таро или чтения литературоведческих статей, рассматривающих тексты Майнринка и Введенского с точки зрения оккультизма, кое-какое представление о масонской символике и ритуалах получаешь. И, перечитывая эту нехитрую сказку, восклицаешь - вот оно!

О повести.


Я не буду приводить здесь цитаты из достаточно красивой статьи, где "Черная курица" всесторонне разбирается с точки зрения не раз упомянутой мною темы - ее легко найти в любом поисковике по запросу "Черная курица масонство". Достаточно цитат из источников, указанных в тексте. Скорее хочется сказать о том, что мир детских грез, в котором обыденность обретает необычные формы и в подвалах пансиона оживают рыцарские латы и поселяется подземный народ, очень схож с миром масонских таинств: туда сложно попасть, не будучи посвященным (а каждый ребенок посвящен в тайны своего собственного мира), там множество строгих правил, нарушив которые, рискуешь разозлить тех, кто в этом мире сильнее тебя. Мир детства в той же степени ритуализирован, что и мир тайных лож. И главный урок, который можно извлечь для себя в каждом из этих миров, таков: нужно всего-навсего держать обещания и быть честным и хорошим мальчиком. В этом отношении не столь важно, писал ли Погорельский поучительную сказку для племянника или иносказательно описывал свой собственный неудачный опыт вступления в масонскую ложу, в которой числился его отец. Важно то, что множество учений и тайных доктрин в итоге сводятся к простым и понятным даже ребенку вещам. И то, что "Черная курица, или Подземные жители" остается одной из наиболее чарующих и загадочных литературных сказок, написанных на русском языке.

«Ко мне редко заходили гости, и никто из них не догадывался о моей настоящей жизни. Мудрец сказал: «Чтобы жить счастливо, живи скрыто». И эта пословица — основа моего образа жизни».
Гримуар "Черная курочка, или Курица, несущая золотые яйца, включает Науку Магических Талисманов и Колец".