Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 июля 2020 г. 22:15

2K

4

Хвалила давеча натурализм Золя, но в некотором смысле Жулиу Рибейру, хоть и с почтением кивает в сторону великого француза, его переплюнул. Если не социальной проблематикой, то уж колоритом, сочностью и эмоциональностью так точно.

Изысканность и блеск Парижа уступает место буйной бразильской природе - семейство Барбоза и донья Ленита живут на фазенде, которую окружает яркость красок и практически не тронутое человеком великолепие природы. О первобытной ярости природы лучше Тима Уинтона, кажется, не писал никто, но Рибейру приблизился к "Музыке грязи" почти вплотную. Не скажу, что я большая поклонница многостраничных описаний лесного озера или пения какой-нибудь птахи, но здесь они настолько живописные, яркие, вкусные, что чуть ли не физически ощущаешь душный воздух испарений и изысканный аромат цветов или видишь сочную зелень на фоне слепяще-синего неба. Описания природы Рибейру чарующи и созвучны рассказываемой им истории. Вполне возможно, что лишённая такого роскошного фона история любви или скорее страсти Лениты показалась бы жалкой и вторичной - кто только не писал о плотских желаниях и извилистых дорожках, которыми они ведут к погибели. Но декорации меня воистину очаровали.

Рибейру в чём-то предвосхищает время - Шарко как раз формулирует теорию истерии, а Фрейд только вступает на научный путь, когда Рибейру не просто рисует моральное падение невинной девушки, а объясняет её истерики и неадекватное поведение неудовлетворённым желанием. Донья Ленита чересчур много училась в юности, не нашла себе подходящего, достойного мужа и вот наказание - природа мстит героине, толкая её в объятия чуть ли не первого подходящего по статусу и уму мужчины. Для конца XIX века это нечто скандальное, новое, необычное. Представляю, какими полярными были мнения бразильских читателей и критиков. Сегодня, конечно, воспринимается с долей скепсиса. Истеричность Лениты чересчур напускная - милая, добрая и здоровая в общем-то девушка начинает трястись от одного запаха привлекательного мужчины, бьётся в припадках, подвержена неожиданным приступам жестокости, стреляет на охоте по всему живому. Опытный и взрослый Барбоза, несмотря на влюблённость в девушку, ведёт себя на порядок сдержаннее (ещё бы, у него же нет матки!). Показательно, что и инициатором грехопадения становится невинная вообще-то Ленита. И всё же, если отстраниться от околонаучной базы, страницы, описывающие состояния Лениты и Барбозы, вспыхнувшее чувство, противоречивые эмоции (её страсть, его сомнения и даже трусость), очень хороши и по-настоящему искренни. И мне нравится, что в отличие от "Любовника леди Чаттерлей" Рибейру имеет смелость следовать правде жизни и закончить роман именно так. В этом смысле изумительна находка с письмами, которыми обмениваются герои: о географии, истории, городе, окружающих, интересных фактах - о чём угодно, только не о том, что важно.

Отдельного упоминания заслуживают и описания жизни на фазенде. Боюсь, что через какое-то время "Плоть" имеет все шансы попасть под цензуру на Западе, потому что она ужасно неполиткорректна по отношению к рабам-неграм. Собственно, они представляют собой скорее фон, чем действующее лицо романа, но когда из этого фона кто-то перебирается на передний план, то это оказывается персонаж вроде лживого лентяя-беглеца , наказываемого плетью, или совершенно мерзкого во всех отношениях колдуна. И хоть Ленита мягко выговаривает полковнику за суровость в отношении рабов, явно видно, что чернокожему населению Рибейру не слишком-то симпатизирует.

Весьма интересный роман. Даже жаль, что больше ничего у автора не переведено.

Комментарии


Бразилия от Амаду мне зашла, попробуем взгляд на нее другого автора


А я Амаду как раз и не читала, хотя именно его имя ассоциируется, в первую очередь, с бразильской литературой.


Заинтересовала, добавлю в виш.


Мне кажется, тебе понравится. Колоритная вещица.