Больше рецензий

21 июля 2020 г. 19:10

733

3.5 «В творчестве нет законов, помимо тех, которые автор устанавливает для себя сам».*

«Пиши рьяно, редактируй резво – сказ о том, как журналист с 20-летним стажем, издатель и главный редактор онлайн-журнала Elite Life решил написать книгу и «разобраться в анатомии творчества, обращаясь к опыту выдающихся классиков и писателей современности». Ничтоже сумняшеся, отлично памятуя о том, что «все книги сделаны из других книг», он собрал огромное количество замечательных цитат о писательском мастерстве под одной обложкой. В том, что они способны реально кому-нибудь помочь сомневается даже он сам: «научить писать невозможно, это правда». Так чего же добивается сей неутомимый цитатоманьяк? «Побудить пережить писательский опыт и «заразить» читателя желанием писать больше».

Исходя из личного опыта, мне остаётся только воскликнуть: «Это фиаско, братан!». Мало того, что я читала книгу почти два месяца, так она ещё и полностью меня деморализовала, о чем красноречиво свидетельствует единственная рецензия, появившаяся на свет в июне. Не исключаю, что это всего лишь случайное недоразумение, досадное совпадение и иже с ними. Остаётся только надеяться на то, что мой случай – исключение, а не правило, и вам повезёт несравнимо больше: изобилие противоречивых цитат и позиций великих писателей не обесточит ваш творческий потенциал.

Минимальное и опосредованное авторское присутствие в тексте лишает читателя возможности, предметно и беспристрастно, определить истинный вклад Егора Аполлонова в литературу, оценить и идентифицировать его, как полноценную творческую единицу. Помимо искромётных цитат, основная цель и задача, которую действительно удалось воплотить в жизнь Апполонову – это знакомство читателя с восемнадцатью современными авторами посредством диалогов о ремесле, которые занимают, к слову сказать, добрую половину книги. Большинство из них весьма любопытны, однако не все получились нескучными и удобоваримыми. Прилепин, например, отнюдь не разделяет настойчивое апполоновское благоговение перед значительностью и величиной фигуры Хемингуэя-писателя в мировой литературе. Со стороны Евгения Николаевича отчетливо слышны досада и недовольство интервьюером, которые вызывают во мне читательскую неловкость. Если бы ранее я не была знакома с книгами Захара Прилепина, то после интервью, думаю, вряд ли мне бы захотелось наверстать упущенное:)

Резюмируя, следует отметить, что острого желания и необходимости рекомендовать книгу, почему-то у меня не возникает. Думаю, что непосредственное знакомство с прозой Хемингуэя, Эко, Иванова, Стейнбека, Этвуд, Пелевина, Паттерсона и многих других принесет значительно больше пользы, чем изучение их фрагментарных высказываний в труде Апполонова.

картинка YuliyaSilich

«Альпина Паблишер», благодаря качеству бумаги и яркой обложке, несомненно, подарит вам приятные тактильные и эстетические переживания, но для первоначального знакомства с обстановкой в литературной мастерской книга «Как писать книги» Стивен Кинг показалась мне более толковой, захватывающей и эмоциональной. По крайней мере, в ней отчетливо слышен голос автора, владеющего невероятной харизмой, иронией, огромным личным писательским опытом, чего весьма не достаёт Апполонову. Последнее обстоятельство мотивирует гораздо сильнее всякого нагромождения чужих высказываний, пусть даже неслучайного, осознанного, по делу и к месту. В любом случае выбор всегда остаётся за вами.

Р.S: каждый день я пою в ванной комнате. Мой репертуар, как правило, составляют известные и хорошие песни всех времён и народов. Быть может, иногда у меня выходит довольно неплохо (не зря же когда-то я пела в церковном хоре), но значит ли это, что я являюсь великой певицей или композитором, или автором текстов? Ответ, полагаю, очевиден и неутешителен.

Любой писатель – графоман. Не любой графоман – писатель. В среде «профессиональных» писателей графомания становится ремеслом. Ещё в большей степени определение «графоман» касается литературных критиков, несостоявшихся писателей, которые тем не менее считают, что Провидение наделило их способностью трактовать литературу и писать фразы. Потребность сообщать свои эмоции окружающим - неизбывна**

*/** - Максим Кантор