Больше рецензий

moorigan

Эксперт

О да, я эксперт!

18 июля 2020 г. 20:45

592

5

Безусловно, одно из самых ярких впечатлений этого лета, хоть книга совсем не летняя. Я даже думаю, что ее было бы идеально читать морозной, бойкой зимой Брейгеля или унылой, дождливой осенью Левитана, или во время весенней слякоти Грабаря, но только не летом. Неудивительно, ведь место действия -Урал, Екатеринбург, а лета там до обидного мало.

Не зря уже в первом абзаце я вспомнила аж троих художников. Книга буквально пронизана искусством, живописью. Почти с каждой страницы на читателя льется поток имен знаменитых художников и их шедевров, вызывая непреодолимое желание бросить всё и бежать рассматривать картины. И, конечно, хочется увидеть их вживую, ведь только в этом случае картины увидят тебя, обратят на тебя внимание и заговорят с тобой.

Главная героиня романа, имя которой вынесено в заглавие, с детства обладает уникальной способностью - видеть и слышать картины. Она слышит пение птиц и аромат цветов, видит солнечный свет и бегущие по небу облака, говорит с нарисованными персонажами, а они ей отвечают (на самом деле, наоборот). И всё это происходит не как у обычных людей в воображении, а по-настоящему. Вера Стенина - человек в этом смысле необычный, но в остальных - обычный абсолютно. И самое обычное в ней - это ее чувство зависти к лучшей подруге Юльке. Ну а как, скажите, не завидовать умнице, красавице, карьеристке, жене олигарха и матери ребенка-гения? Как не завидовать, когда у тебя по всем фронтам полный швах? Как не завидовать, когда проклятая зависть внутри тебя самой расправляет крылья летучей мыши и грозит превратиться в демона? Вот и сделала Вера свою жизнь крестовым походом против зависти. Что ждет ее в конце?

Роман Анны Матвеевой - это дуновение свежего ветерка. Это проза, которой хотелось и которую ждалось. Не стандартная женская проза, а литература о женщинах и для женщин. По большому счету, перед нами картина "Жизнь женщины". И это не какая-то там абстрактная женщина, а родная, советско-российского разлива. Из тех, что в детстве баловались дефицитом, носили в школу платьица и фартучки, безбожно красились, когда мама не видит, поступали или не поступали, лишь прикоснулись к ужасу очередей и сполна хлебнули прелестей капитализма. Вера и Юлька - почти мои ровесницы, немногим старше, и детство у нас было похожее, и юность почти совпала, ну а взрослая жизнь... И один в один, и прямая противоположность... В этом женском словесном портрете есть и прекрасное вечное, и приметы быстро летящего времени. И книга эта возрастная, идеально она заходит, если у вас с Верой и с Юлькой общие воспоминания.

Мне бы хотелось думать, что роман Матвеевой - не однодневка, что отображая эпоху, он не останется в эпохе, а будет цениться потомками. Ведь здесь так много всего: и зависть-летучая мышь, и говорящие картины, и больно-пронзительно о любви-страсти, мудро и уютно о любви-признательности, нежно, так нежно о любви...

Мне почему-то вспомнились два абсолютно непохожих произведения - «Клуб радости и удачи» Эми Тан и «Оливия Киттеридж» Элизабет Страут . Ну и «Стоунер» , милый "Стоунер". Ой, да знаю я, почему. Эти книги задели что-то глубоко внутри, когда уже не знаешь, шедевр ли пред тобой или что-то проходное, но чувствуешь, что это твое, это про тебя. Вот и с "Завидным чувством Веры Стениной" у меня так случилось. Поэтому я вам его не советую, вдруг это не про вас.

картинка moorigan

Прочитано в рамках KillWish: Тур 5. Ревущие 20-е: джаз, гангстеры и деньги Дона. Мишень № 1, «Kill Them All»