Больше рецензий

14 июля 2020 г. 22:36

248

4

В книге рассказывается не о проблемах, которые могут возникнуть при возникновении искусственного интеллекта, - оказалось, что автор рассуждает о степени автоматизации отдельных процессов в отдельных сферах деятельности. Да и заглядывает он недалеко в будущее, в основном анализируя эффективность современных роботов и автоматизированных систем.

Автор - профессор аэронавтики и астронавтики, а также профессор Массачусетского технологического института, посвятивший больше двадцати лет робототехнике и океанологии, с уверенностью заявляет, что автономность и искусственный интеллект не несут угрозы. В этой сложной системе связь между человеком и роботом слишком тесная. Жесткие границы, которые мы прочертили между людьми и роботами, между ручным и автоматизированным управлением, только мешают пониманию наших взаимоотношений с робототехникой.

Вместе с автором читатель спустится на дно Тирренского моря, чтобы найти древние керамические сосуды, проделает путь к затонувшему «Титанику», побывает в кабине самолета и узнает, зачем пилоту индикатор на лобовом стекле; найдет ответ на вопрос, почему Нил Армстронг не использовал автоматическую систему для приземления на Луну.

Автор развенчивает и некоторые "мифы" XX века:
1. Миф о линейном прогрессе – идея о том, что техника перейдет от непосредственного управления человеком к дистанционному контролю, а затем – к полностью автономным роботам;
2. Миф о замещении – идея о том, что машины начнут постепенно брать на себя все выполняемые людьми задачи;
3. Миф о полной автономности – идея о том, что в будущем роботы смогут действовать полностью самостоятельно.

Неожиданно для себя узнаешь некоторые очень любопытные факты. Например:
- В 1966г бомбардировщик ВВС США В-52 потерпел крушение и уронил в океан неподалеку от берегов Испании водородную бомбу(!). Её пытались поднять с помощью глубоководного аппарата «Элвин», - он обнаружил её на глубине 900м, но не достигнув поверхности снова её уронил(!), причем в ещё более глубокое место, и её так до сих пор и не нашли.

Автор сначала рассказывает о применении глубоководных аппаратов, потом много рассказывает о дронах («Предейтор» и «Рипер») и о их участии в военных действиях, разведке и просто слежке за объектами, в том числе и по охране собственных баз; потом о применении роботов в космосе; о машинах без водителей (на автопилоте).

И везде все сводится к тому, что имеющиеся у нас роботы – это не разумные машины. Они запрограммированы каким-то человеком и эффективны лишь в той мере, в какой программист опишет всевозможные ситуации и действия машины в них. Если робот попадет в ситуацию, которую программист не предвидел, то машина впадет в ступор, в то время как человек предпримет какие-то действия, что эту проблему решить. Полностью автономные роботы есть, но люди обычно боятся им доверять ответственные задания, они предпочитают их дистанционно контролировать, а чаще – просто дистанционно ими управляют (как дронами или глубоководными аппаратами), чтобы избежать возможных ошибок, приводящих к катастрофам и потере дорогостоящей техники.

Автор поднимает проблему излишнего доверия к неразумной ещё технике, приводя пример с катастрофой авиалайнера в 2009г, когда над Атлантикой у Боинга отключился автопилот и пилоты так растерялись, что свалили совершенно исправный самолет в океан (все погибли). О том, как оператор дрона однажды расстрелял колонну мирных граждан, едущих на свадьбу, приняв их за боевиков (если даже человек ошибается, то как это можно доверить машине?!).

Читается легко, но очень скоро устареет, так как, повторяюсь, автор описывает проблемы современности.