Больше рецензий

13 июля 2020 г. 22:13

Лучшее на Лайвлибе

2K

5 Спойлер В свете луны...

"Мастер и Маргарита" - произведение, написанное 80 лет назад, но не теряющее своей актуальности до сих пор. Ни одно литературное обсуждение не обходится без этого романа Булгакова, и во многом отношение к нему зависит от личности самого человека. Традиционно считается, что одни люди считают, что "Мастер и Маргарита" - полнейшая чушь, другие без раздумий называют эту книгу своей любимой. Совершенно очевидно одно - этот роман никого не оставляет равнодушным.

Впервые я познакомилась с этой книгой в возрасте 12 лет, мне ее посоветовали родители. Помнится, у меня был шок. Это было настоящее откровение, ни на что не похожее, не сказать, чтобы в свои 12 лет я была великим литературным критиком (ЛоЛ), но мне никак не удавалось воссоздать в память хоть что-то более-менее похожее. "Мастера и Маргариту" все считают классикой, но в ней не было ничего от той классике, к которой я привыкла. В романе полно мистики, фантастики, некоторые литературоведы считают, что это городское фэнтези. Эти жанры тогда мне нравились гораздо больше классики, но я не понимала, что общего, например, между "Сумерками" или "Гарри Поттером" и "Мастером и Маргаритой". Эту книгу просто невозможно сравнивать с чем бы то ни было!

К слову, вопрос о жанрах по-прежнему считается неразрешенным, а значит моя совесть чиста. Во время перечитывания, я обратила внимание на то, что мои впечатления отличаются от тех, что были раньше. Там, где раньше был просто текст, словно я читала работу акмеистов, теперь проступали символы, невидимые отсылки, которые сложно разглядеть при первом прочтении. Воистину, "Мастер и Маргарита" - калейдоскоп, который постоянно видоизменяется в течение нашей жизни; в зависимости от точки зрения картинка может сильно измениться, и вот уже приходится ломать голову над тем, как это вообще может происходить.

Чтобы проанализировать произведение, нужно обратиться к автобиографии самого писателя, Михаила Афанасьевича Булгакова. Этот писатель - один из моих любимых, причем восхищаться стоит не только его произведениями, но и самоотверженностью. Всем известен интересный факт о Стивене Кинге - он коллекционировал отказа. Будучи еще подростком, он писал рассказы и повести в редакции местных газет, но неизменно получал отказы. Трудолюбие этого человека принесло плоды - сейчас это один из самых уважаемых и известных писателей современности. Жизненные обстоятельства Булгакова сложились несколько иначе: за всю свою жизнь он получил более трехсот отрицательных рецензий и лишь три положительных. Страшно представить себе, что почти всю свою жизнь он писал "в стол", в том числе и свой самый известный роман, который стал и последним. На страницах его произведения можно обнаружить пророческую запись "Дописать, прежде чем умереть!"

Изначально я полюбила эту книгу, потому что она была необычна и удивительна одновременно. Сейчас я по-прежнему вижу в "Мастере и Маргарите" много необъяснимого и пленительного, но помимо этого накатывается ощущение, что здесь все не зря. Если старательно копаться, то можно найти ответ чуть ли не на каждую странность, встречающуюся в романе. Так например, едва открыв книгу, мы переносимся на Патриаршие пруды. Я в Москве никогда не бываю, и мне не ясно, что это за пруды такие, поэтому моя рука тянется к телефону, чтобы найти картинки этого места. Но дело не ограничилось одними картинками. Известен ли вам факт, что это место раньше имело название Козьего болота, болото потом, конечно, осушили по приказу патриарха, так Козье болото превратилось в Патриаршие пруды. Именно там происходит знаменитая встреча Берлиоза и Бездомного с Воландом, который олицетворяет дьявольскую сущность. А козел - символ сатаны. Я не исключаю, что у меня паранойя, но даже так, такое совпадение кажется мне довольно подозрительным.

Многие читатели видят за героями романа конкретных людей. Некоторые считают, что Сталин - прообраз Воланда, мастер, разумеется, - сам Булгаков, Маргарита - Елена Сергеевна, жена писателя, а за Берлиозом скрывается критик Леопольд Авербах. Второе и третье предположения лично у меня не вызывают сомнений, но насчет Сталина я бы лично сама поразмышляла и не придерживаюсь этой точки зрения. Чтобы объяснить свои суждения, опять-таки обратимся к истории.

Ни для кого не секрет, что в советское время религия была строжайше запрещена. Однако, долгое время народ продолжал верить и не мог обходиться без священных книг. Многие считают "Мастера и Маргариту" булгаковской интерпретацией Евангелия, и я придерживаюсь этой точки зрения. Обратите внимание, что книга разделена на две части, что можно соотнести с Ветхим и Новым заветом. В Новом завете мы наблюдаем развитие Иисуса Христа, который несет мир на землю, непосредственно в произведении появляется Маргарита, являющаяся смыслом жизни мастера. "Мастера и Маргариту" уже давно включили в школьную программу, но многие дети, которые неровно дышат к книгам, познакомились с этой книгой раньше - по советам своих родителей. Хочется верить, что это особая магия, заставляющая спорить об этом произведении даже спустя столько лет после его написания. Если честно, рассказывать об этом романе затруднительно, потому что один факт накладывается на другой и непонятно, о чем писать в первую очередь.

У Булгакова было два любимых писателя, произведениями которых он вдохновлялся - Николай Васильевич Гоголь и Эрнст Гофман. Однако, в эпиграфе к "Мастеру и Маргарите" мы видим цитату из другого произведения - "Фауста" Гёте:

-... так кто ж ты, наконец?
-Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

Перед нами отрывок из диалога Фауста и Мефистофеля. Совершенно очевидно, что Михаил Афанасьевич вдохновлялся этой знаменитой трагедией, когда писал свой роман. Мефистофель представляет собой демоническую сущность, которой и является Воланд. Можно заметить, что в "Мастере и Маргарите" есть две стороны зла, совершенно разные по своей природе. С первой мы знакомимся в первой части романа, когда перед читателем вырисовываются все те безобразия, которые вытворяют с бедными, ни в чем неповинными людьми Воланд и его "команда". Читать эту часть мне было откровенно противно, я никогда не видела в насилии ничего хорошего и наблюдать за тем, как друг за другом рушатся человеческие жизни было просто невыносимо. Однако, с началом второй части до меня начал доходить истинный смысл всего происходящего. Воланд, будучи дьяволом, действительно совершает дурные поступки, но большинство из них оправдано. Твердую и прямую Маргариту, он наоборот вознаграждает за ее страдание и откровенность, что, казалось бы, наводит нас на еще одну мысль - настоящим злом являются сами люди, они отравляют свою жизнь, даже не задумываясь об этом, а значит даже дьявол - пустышка перед безумной толпой, не ведающей, чего она хочет. Москва - тот же Невский проспект. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется! Первая жертва "злодеяний" Воланда - Берлиоз. Припомним, что на самом деле это Авербах, знаменитый критик. Этого человека просто невозможно назвать "хорошим" героем, он не давал молодым авторам пробиться сквозь жесткую конкуренцию, нещадно критиковал их произведения и в итоге запрещал их печатать. Предполагаю, что у Булгакова были с ним весьма натянутые отношения, потому что он приложил руку и к бессмертным произведениям нашего мастера. И да, вспомним, что в те времена критиками считались не те люди, которые пишут рецензии, тем самым высказывая свое мнение по тому или иному поводу, а цензурист. Вспомним дорого Сталина и поймем, что советские издательства печатали только то, что было угодно правительству.

Здесь я хочу показать, что автор (по моему субъективному мнению) находится на стороне Воланда, в поступках которого прослеживается четкий рационализм. Он действительно "часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Сталин сыграл огромную роль в жизни Булгакова, при том, явно не положительную. Споры о том, правильно ли он поступал, резонны ли были репрессии, стоят до сих пор. Я больше склоняюсь к мысли о том, что Михаил Афанасьевич просто не мог давать Вождю положительную оценку, а значит за образ Воланда был взят кто-то другой. Но я могу ошибаться, все может быть!

Но о чем же роман? Литературоведы до сих пор не решили вопрос о жанрах, но мы можем выявить центральную фигуру произведения. В "Мастере и Маргарите" слово Бог или Сатана встречаются очень редко, в то время как Маргарита (и ее производные) - свыше шестисот раз! Это роман о любви. Михаил Булгаков писал о своей жене. Да, в этой книге есть множество и наболевших тем, но тема любви остается одной из центральных.

Раз уж речь зашла о Маргарите, поговорим и о мастере. Его роман о Ершалаиме становится для мастера делом всей жизни, а, когда издательства начинают отвергать его, герой начинает сомневаться в исключительности своего творения и самом себя, что и приводит к печальным последствиям, в результате которых он оказывается в психиатрической больнице. Но история приходит к более-менее счастливому концу: к Воланду приходит Левий Матвей и просит дать мастеру покой. Он его получает. С ним остается верная Маргарита, у них есть дом, в котором они могут жить и быть счастливы. Мастер остается со своим романом, буквально запертым в четырех стенах, с романом, написанным "в стол". А теперь вспомните историю самого Булгакова, вспомните, что он умер спустя месяц после окончания "Мастера и Маргариты". Вспомните и сделайте выводы.