Больше рецензий

8 июля 2020 г. 02:12

628

3 Эмоция без чувства

Говорят, эта книга подобна штилю. Это верно. Очень ровная книга. Но это не спокойствие, это скука.

Есть такое простое движение "отпускание". Пальцы разжимаются, предмет выпадает из руки. И как будто книга об этом. История кризиса женщины среднего возраста. Анна отпускает прошлую жизнь, неслучившуюся новую и так далее. В принципе, очень хорошо, здорово, поддерживающе... Однако, если отпускать всё подряд, пропадёт разница между отпусканием и бегством. В книге отсутствует это различение, даже вопрос такой не стоит. Любая попытка автора коснуться психологической составляющей, вскрыть механизм порождает совершенно пустотелые куски текста. Так комичной представляется попытка объяснения побегов Анны через "еврейское происхождение". Как будто это должно хоть что-то объяснить. Да, её бросил отец, да, он был евреем и да, у нас есть стереотип "странствующего жида". И что? Эта неумелая попытка дать хоть какое-то объяснение чувствуется настолько фальшивой, что складывается ощущение, что автор не очень понимает, зачем вводит эту линию. При этом отец Анны оказывается куда более интересным и живым персонажем, нежели сама Анна. Он по крайней мере вполне честен, даже в собственных заблуждениях. Но его мало, он появляется, вызывает интерес... Но это просто очередной пустотелый эпизод.

Скажу, в чем вижу проблему романа. Очень плохо прописаны чувства. Они подменены эмоциональными сценами, но описание эмоции и чувства это всё-таки разные вещи. Думаю, это можно назвать основным камнем предкновения. В этом причина моего разочарования. Я полагаю здача автора вступать в диалог с читателем, с самим собой, а не ограничиваться пустой репрезентацией. Не знаю, что нового может привнести эта книга. Она даже в сон вогнать не может.