Больше рецензий

Book_Bunny

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 июля 2020 г. 21:59

688

3.5 «Я – дочь Эрика Штроля»

«Лучше быть живым трусом,
чем мёртвым героем»
(с) «Опасности путешествия во времени»

Джойс Кэрол Оутс родилась 16 июня 1938 года. В настоящее время является американской писательницей, прозаиком, поэтессой, драматургом и критиком. За свою писательскую карьеру создала более 50 романов, стихотворений и критических статей. Неоднократный финалист Пулитцеровской премии, лауреат премии имени О. Генри, Национальной книжной премии США и множества других наград. На родине её считают современным классиком.
Новый роман Джойс Оутс «Опасности путешествия во времени», изданный в России в 2020 году, написан в жанре антиутопии, с элементами научной фантастики и рядом других жанров. При этом в книге поднимаются такие фундаментальные вопросы, как: место человека в жизни; что такое душа, и присуща ли она живым организмам; есть ли такое понятие как «свобода воли», и что это в понимании современного человека; оправданы ли войны за независимость.
В романе нас знакомят с обществом недалёкого будущего США, где победила демократия, насаждаемая мультимиллионерами. Это ужасное будущее, где Соединённые Штаты Америки перестали существовать, и весь континент Северная Америка представляет одну большую страну, называемую САШ (Северо-Американские Штаты). Канада и Мексика прекратили своё существование как независимые государства. За населением осуществляется тотальный контроль, такие понятия как «свобода слова», «независимость» считаются инакомыслием, и человек, заподозренный в этом, подлежит немедленному уничтожению. «При истинной демократии все люди равны, никто не должен выделяться». Однако мерой твоего положения в обществе является материальное благосостояние твоей семьи. Клевета и доносы здесь цветут буйным цветом, что ещё сильнее приводит к расслоению общества.
Вот в таком страшном мире пришлось родиться нашей героине, семнадцатилетней Адрианы Штроль, дочери гениального детского онколога, Эрика Штроля, который по нелепой случайности признан нынешним государством потенциально опасным индивидуумом.
Адриана симпатичная школьница, родители воспитывали её с верой в себя, свои силы и долгом перед своим сердцем. Неумение сдерживать свои юношеские максималистские порывы, любознательность и вера в непогрешимость своих действий приводит нашу юную героиню к трагедии, - она оказывается в Америке 1958 года без семьи, друзей, без возможности узнать что-либо о судьбе своих близких, с поломанной душой и разбитым сердцем. «Меня словно выпотрошили. Вместо сердца – зияющая пустота, которую ничем не заполнить… Меня одолевал неутомимый голод, жажда вернуться домой. Я стремилась туда с такой силой, словно незримая рука толкала вперёд в отчаянном, головокружительном порыве. Я обречена умереть в одиночестве на чужбине».
Книга оставила у меня двойственное ощущение: с одной стороны, мне было интересно узнать о дальнейшей жизни Адрианы, которая при перемещении получила другое имя, и люто его возненавидела; с другой стороны, конец истории не однозначен, здесь каждый читатель для себя поймёт - хорошо книга закончилась или плохо. К сожалению, я не получила ответов на вопросы, которые рождались у меня в голове по мере прочтения текста. Я не смогла определить для себя конец, - его как будто нет. Под сомнение у меня попал и факт перемещения во времени людей. Выдвигалось несколько теорий, что на самом деле происходит с, так называемыми, преступными элементами, и я склоняюсь больше к другой версии. О самом мире, где родилась героиня, мы узнаём мало. Могу предположить, что сделано это в силу невозможности автором досконально прочувствовать и прописать возможности тотального контроля над обществом: как это осуществлено; как возможно выявить и подавить всех инакомыслящих, ведь у человека в природе неподчинение и сопротивление всему навязанному; в конце концов, как удавалось власть имущим удержать такую огромную территорию в своих руках, не спровоцировав международный конфликт. Вопросов много, а ответов на них нет.
Язык книги далёк от поэтического, что мне понравилось, так это множество психологических выкладок в романе: разные поведенческие реакции животных и людей; философские рассуждения, которые местами скатывались в теологию. Это было подано интересно, не сложно для понимания, и с перспективой дальнейшего разбора для заинтересовавшихся.
В целом, книга вызвала у меня интерес, который держался на протяжении всего прочтения: у меня не возникало желания отложить её, или не возвращаться к ней вовсе. Прочитала я эту историю без лишнего драматизма, приняла её ровно и особого послевкусия она у меня не оставила. К сожалению, дальше знакомиться с автором желания тоже не возникло. Но ведь книги для каждого читателя раскрываются по-особому, и, если кому-то роман показался пресным, не значит, что другой не сможет найти для себя в книге что-то по вкусу.

«Даже если все против тебя,
надо продолжать жить. Потихоньку.
Вдох за вдохом. Но жить»
(с) «Опасности путешествия во времени»