Больше рецензий

by_kenni

Эксперт

Лига диванных экспертов

20 июня 2020 г. 19:09

2K

4

С биографией Гойи я познакомилась этой зимой, во время знакомства с творчеством режиссёра Милоша Формана. В его исторической драме "Призраки Гойи" Стеллан Скарсгард восхитительно изображает именитого испанского придворного художника. Уже тогда я поняла, что на этом моё знакомство с биографией и творчеством Франсиско Гойи не остановится. Так и вышло. Вот за плечами уже прочитанный художественно-биографический роман Лиона Фейхтвангера (пока нового для меня автора и я так и норовлю приписать ему в фамилию лишних слогов, что-то типа Фейхеншвайнгера) и фильм-экранизация по нему, а ещё я составила целую подборку с книгами о нём, которые намерена постепенно почитывать.
Хочу отметить, что этот роман не только о самом Франсиско Гойе, и даже не о его окружении, не о королях и не о духовенстве, но кроме того и о Испании конца XVIII века и немножко о Франции (потому что Франция уже была страной, во главу угла ставящей науку и просвещение, а Испания переживала новый расцвет инквизиции и попытки удержать испанцев в лоне католической консервативной церкви. С мастерством художника слова Фейхтвангер живописует, как высшие слои общества, так и низы. Читая создаваемые им образы мах, я словно видела их воочию. С нужным настроением, в нужных тонах, он описывает и разделяет инквизицию и королевскую семью, грандов и махо...
Условно можно разделить жизнь и творчество Гойи на два периода. Первый - это его молодость, его стремление стать заметным портретистом, писать портреты королевской семьи и к ним приближенных, что ему удаётся. Второй - это потеря слуха, зрелость, и "капричос" - сатирические, демонические зарисовки, которые и легли в основу вышеупомянутого фильма "Призраки Гойи". Для меня наибольший интерес вызывает именно второй период.
Ещё мне понравилась любовные линии вообще (Гойя был женат и имел любовниц) и любовь к донне Марии дель Пилар Терезе Каэтане де Сильва и Альварес де Толедо маркизе де Вильябранка герцогине Альба в частности (это один человек, а не толпа). Любовь невозможная, неосуществимая, но вылившаяся в лучшие работы Франсиско Хосе де Гойи-и-Лусьентес. Стоит отметить, что подтверждений связи этих двоих нет, только намёки, но Лион Фейхтвангер сгущает краски, даже указывая, что Гойя готов отречься от всего, даже от детей за одну ночь с герцогиней. Что-то я сомневаюсь в правдивости этого утверждения. Не такой уж он и дурак: очевидно, что эта связь принесла бы ему крах карьеры и связей, что он достигал с некоторым трудом (хоть и был не бедного происхождения).
Интересен не только сюжет, но и форма произведения: каждая глава заканчивается стихотворными строками. Я даже сначала думала, что это какая-то баллада, не авторства Фейхтвангера.
Знакомиться с романом я рекомендую в четырёх случаях: 1) вы любите качественную, но довольно труднопроходимую классику, 2) вы любите художественные биографии в целом, о ком бы они ни были, 3) вы интересуетесь биографией придворного испанского художника Франсиско Гойи в частности и 4) вам интересен быт и колорит Испании 18 века.
Обязательно продолжу знакомство и с Фейхтвангером (внезапно обнаружила в домашней библиотеке его книгу «Безобразная герцогиня. Семья Опперман (сборник)» Лион Фейхтвангер ), и с биографией Гойи.

Источник