Больше рецензий

Kelderek

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 июня 2020 г. 16:40

2K

2 Знал, и не забыл

Здравствуй, американский самиздат!

Автор из штанов готов выпрыгнуть, чтоб доказать, какой он крутой детективщик. Хотя ничего нового нас не ожидает. Ну а стиль – зализано графоманский: «волшебный брак», «два года пролетело». Мы опять погружаемся в сферу психиатрии. Нет сомнения, что автор даже рядом с психбольницей не стоял, но туда же, куда и все: диссоциативное расстройство личности. Исходная и отвлекающая идея сходна с тем, что можно было встретить в романе Крейга Рассела «Аспект дьявола», но без всяких там обращений в сторону темы вековечного зла. Все гораздо проще: есть психи, психи убивают. Вот и вынуждены над ними корпеть психиатры, все стремятся сделать маньяков лучше. А заодно и грант прихватить. Один из них, по прозвищу Рэнделл, имеет жену Аманду, естественно красавицу (уродин не убивают, это не так впечатляет), конечно же богачку (ведь детективов в нищих кварталах не бывает, это читателю не интересно). С такими характеристиками – первый кандидат в трупы.

За расследование того, кто убил Аманду, берется детективша Сьюзен Адлер, обладательница двух очаровательных близняшек. Многие по-прежнему пытаются сделать сыщиков человечными, как дедушка Ленин, более того, еще симпатичнее человечными. Поэтому изображают с ними рядом то какого-нибудь котейку, то собаку, то волнистого попугайчика. Всех трех перечисленных животных с успехом заменяют дети. Весь роман постоянные прямые включения из дома Сьюзен – «а теперь близнецы». Закадровые аплодисменты, как в ситкомах. Дамы могут достать платочки, подтирать слезы умиления.

Однако Аманду убили и приходится отвлекаться на работу. Первый подозреваемый, конечно, Рэнделл, ему выгоднее всех, да и ведет он себя странно. Тут бы и идти роману как по писаному к нудному собиранию фактов и доказательств. Но у нас же психиатрия, мы же хотим быть ординарно необычными. Как Сережке Есенину из далекой России, или какому-нибудь Моцарту, является вдовому психиатру, что-то вроде черного человека, и говорит «я все знаю». «Ты мне секрет, я тебе секрет» - будет у нас отличный бизнес и ответы на все вопросы, даже те, которые читатель не задавал. Ну, вот спрашивается, зачем нам знать подноготную Рэнделла? Трюк из XIX века примерно. За ним все то же, о чем мы говорим постоянно – изрядно надоевшее путешествие в прошлое. Хотя тут оно по сюжету необходимо, в нем ключ ко всем событиям. Но радости от этого мало. Потому что в этом прошлом опять натужное графоманское нагромождение психиатрии и извращений, скомбинированных с какой-то старомодной идеей благородной мести, правосудия по-американски, в духе мистера Линча.

Автор проставляет галочки, выполняет план не только по психиатрии, близняшкам-симпатяшкам, но и по сюжетным поворотам, которые однако не потрясают ни своей новизной, ни оригинальностью. Совершенно вторичное и неувлекательное чтение.

Ода издыхающей лягушке