Больше рецензий

MarQue

Эксперт

Королева фэнтези и Кока-Колы

31 мая 2020 г. 11:54

2K

3 Спойлер

Я начинала читать "Лебединый Трон" примерно представляя, что меня ждет. Даже те люди, которым книга понравилась, утверждали, что творение сестер Корр довольно наивное, клишированное и нафталиновое. Но настроена я была оптимистично, потому что книги-венегреты могут быть качественными и интересными, но при этом не претендовать на что-то серьезное. Взять ту же "Грацию и Фурию", например. Но что-то пошло не так, с нафталином переборщили. Столь щедрая оценка от меня, в большей степени, связана с тем, что до этого я прочитала "Нареченную" от Киры Касс, и та стала новым эталоном плохой книги для меня. Может быть, по сравнению с ней, все остальное кажется не таким ужасным.
После смерти отца, главная героиня Адерин становиться защитницей доминиона Атратис. Сразу же она решает отправиться во дворец "любимому" дяде, дабы вычислить убийц своей матери. Вместе с ней во дворец едет советник Люсьен, чтобы помочь Адерин скрыть ее неспособность превращаться в лебедя.
Все мои претензии связаны не сколько с какими-то конкретными моментами, столько стилем изложения. Несмотря на то, что книга написана от первого лица, повествование идет словно сухой краткий пересказ. Как будто сестры Корр набросали скелет сюжета, натянули на него немного мышц, и получившеюся дистрофичную фигуру отправили издателям. Поэтому создается ощущение, что внутри ничего нет. Текст рванный и скачет из одной крайности в другую, и ни одной из поднятых тем не уделяется должного внимания.
Не спорю, идея превращения дворян в птиц, а так же неспособность тактильного контакта между ними и челядью, довольно необычна и интересна, но на ней одной далеко не уедешь. Тем более самому аспекту превращения и рефлексии по этому поводу уделяется не так уж и много времени. Это было немного обидно, словно героев волнует не сам факт отсутствия способности летать (в теории, это важная часть их бытия), а лишения прилагающихся к полету привилегий. Ну и возможная потеря жизни. Вся эта линия воспринимается так, словно Адерин случайно отрубила себе мизинец на ноге. Да, неприятно, но жить можно.
В рецензиях говорилось, что Адерин развивается как персонаж, проходит внутреннюю метаморфозу, но опять же, из-за стиля изложения, метаморфоза кажется весьма условной. Проблема так же и в том, что у персонажа нет отправной точки. Вроде как, ее главным мотиватором был поиск убийц матери, но об этом вспоминали крайне редко. В какой-то момент появилось ощущение, что если бы не Зигфрид, то Адерин бы и не вспомнила зачем она, собственно, ехала во дворец. Из-за скупого описания эмоций Адерин и отсутствия у нее самокопаний, большая часть ее поступков кажется импульсивными и несоответствующими ее изначальному характеру. У Адерин много целей, но ни одна из них не является первостепенной. В результате появляется ощущения расфокуса, и ты банально не понимаешь о чем Кэтрин и Элизабет Корр хотели поведать. Если они хотели рассказать про превращение Адерин в достойного правителя Атратиса, то почему при принятии решений благополучие доминиона было последним, о чем она думала? Ее скорее больше волновало, что доминион отберут, а справятся ли новые правители с делами лучше нее было не так важно. Если целью было раскрыть личность убийцы ее матери, и позволить Адерин справится с детской травмой, то почему об этом так часто забывали, больше фокусируясь на описании балов и конных прогулок? Если хотелось рассказать про политические интриги и борьбу за престол, то почему не представили политические позиции других персонажей?
Так же в книге очень много сцен, которые оказываются абсолютно нерелевантными. Например, к чему были все эти разговоры про угнетение бескрылых. Героиня к этому равнодушна, ее лучшая бескрылая подруга Летия тоже. Да и вообще, дворцовые интриги на то и называются "дворцовыми", там положения крестьян и среднего класса не должны учитываться. Если это чеховское ружье, которое должно выстрелить в сиквеле, то я слабо представляю как это можно реализовать, ведь авторы оставили крайне много линий на вторую книгу. Если действительно будет крестьянское восстание, то как сестры Корр втиснут его между гражданской войной и любовным треугольником?
Из-за отсутствия длительного фокуса на чем-то одном Адерин кажется довольно ветреной и безэмоциональной. Вот на ее глазах казнят убийцу матери — ноль эмоций. Вот человек, которому она доверяла, предает ее — никакой реакции. Вот она после неудачных попыток наконец-то превращается в лебедя, но описано это так, словно она впервые вышла на улицу за два месяца в период карантина.
Так как любовный треугольник был уже упомянут, поговорим и о нем. Я уже говорила, что эволюция Адерин, как персонажа, является скорее условной, нежели действительной. Это можно сказать и про основной любовный интерес — Люсьена. Вроде он хотел защитить Атратис и готов был даже избавиться от Адерин, но потом где-то за кадром (скорее всего, в период долгой разлуки) он внезапно понял, что она — та самая. При этом, Адерин тоже успела в него влюбится. Когда? Из-за чего? У них был всего один душевный диалог. Я понимаю почему ее активно шипперят с Ароном: у этих отношений действительно было развития, за котором читатель мог наблюдать. Люсьен же в середине книги уехал, а потом внезапно вернулся влюбленным. Когда, наконец, авторы поймут, что никто их не повесит, если они не сведут своих главных героев в первой книге? У персонажей так будет больше возможностей узнать друг друга, и пара не будет казаться высосанной из пальца. Но сестрам Корр необходимо было свести Адерин и Люсьена. Во-первых, ради того, чтобы написать отвратную постельную сцену, прямо всю книгу чувствовалось как им этого хотелось. Во-вторых, чтобы Адерин из-за желания спасти Люсьена, приняла бы самое необдуманное решение в своей короткой жизни, и "Лебединый Трон" окончился бы клиффхенгером. После этого ее поступка, я окончательно перестала верить, что ее хоть как-то волнует Атратис и его обитатели. Она не приняла ни одного решения, чтобы принести ему пользу, напротив, все ее поступки оборачивались для доминиона серьезными и весьма печальными последствиями. Адерин при принятии решений руководствуется или собственными эгоистичными желаниями, или любовью к Люсьену. А еще авторам, наверное, очень хочется писать про типичные треугольные страдания, когда героиня любит одного, но вынуждена быть с другим. Потому что, если немного пораскинуть мозгами, то можно придумать тысячу и один вариант, как сделать так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы.

спойлер
Зачем вообще женить Адерин и Арона, если последний мог править от лица Одетты аки серый кардинал? Да и с Адерин подобное бы прокатило.
свернуть

Некоторые сюжетные решения авторов кажутся довольно странными. Например, главные злодеи, мало того что картонки, так еще являются не просто любовниками, а единокровными братом и сестрой. Это чтобы у читателя аналогия с Джейми и Серсеей Ланнистерами возникла? В смысле, раз кровосмесители, то по определению злые? Просто иначе я никак не могу объяснить данного решения.
Собственно, на этой невеселой ноте и кончается "Лебединый Трон". В "Короне из Когтей", судя по всему, ожидается невероятно большое количество стекла и любовных стенаний.
Опять же, повторюсь, оценка могла бы быть и ниже, но я точно знала чего ожидать, да и болезненные воспоминания от триумфального возвращения Киры Касс еще не до конца покинули мое сознание. Во всяком случае, скучно не было, и что произойдет в сиквеле мне интересно.

Мои рецензии на: Серия "Лебединый Трон" 1/2
2. Корона Когтей

Goodreads