Больше рецензий

26 мая 2020 г. 05:44

918

5

Я не встречал ничего подобного в литературе.
Не помню ни одного прочитанного произведения, которое было бы так страшно. Мне было очень страшно читать, тяжело, но при этом и оторваться от повести не получалось. Андреев изобразил катастрофичный мир, в котором важны не события, не сама война, а личность и то, что она переживает. Автор воспринимает чувства очень остро, и заставляет так же реагировать читателя. Повесть пугает драматичностью отчужденного существования человека: одиночество, несвобода, беспомощность перед лицом судьбы, внешних обстоятельств.
Мне встречались негативные отзывы на творчество Андреева. И я с ними в корне не согласен. Особенно меня задело мнение, что нет сюжета. Его не должно быть. Это произведение экспрессионистское! О каком сюжете может идти речь? Посмотрите на повести Андреева, это словно художественные полотна в прозе. Что изображали экспрессионисты? Чувство! Мимолетность! Пытались поймать миг и изобразить его. Придать реальности особую атмосферу, видение, путем изображения этой реальности через призму чувств и впечатлений автора. Повести пестрят цветами, их обозначение даже вынесено в название.
Леонид Андреев на многих уровнях обратился к поэтике экспрессионистов, он очень широко использует схематизм образов, и эти схематичные люди говорят больше, чем идеально и полностью прописанные герои, ведь при каждом прочтении получают новое наполнение, новую интерпретацию и так далее. Герои тоже словно сошли с картин экспрессионистов (работы кисти Мунка, Кирхнера, Кандинского, Шиле и других), они кричат, являются квинтэссенцией безумия, скорби, потерянности. И создается вся эта картина в повестях при помощи мазков, схематизма, условных приемов, какого-то кошмарного гротеска, который совместил в себе антиэстетику, став чем-то новым, абстракцию и гипернатурализм. Вот он, кризис рубежа веков, поиск нового, поиск выхода, преодоления этого состояния. Одним словом – вау!