Больше рецензий

23 мая 2020 г. 18:13

518

5 Он позаимствовал название у Мандельштама, который украл его у Блока..

После ГОСов я решила, что с русской литературой XX в. покончено, и после долгого воздержания взялась за зарубежную современную.

С творчеством Джулиана Барнса я хотела познакомиться давно (спасибо подкасту "Книжный базар"). И, конечно же, мой выбор пал на "Шум времени" - беллетризированную биографию Шостаковича. Видимо, от судьбы не уйдёшь :)

Прежде всего хотелось бы отметить очень качественные сноски. Жаль, конечно, что они идут в конце книги (возможно, в бумажном издании не так), но я читала их как отдельное произведение. И, как оказалось, пропустила множество сатирических отсылок на Советский Союз в своём дипломе ) Так что после прочтения заглянуть в сноски категорически советую.

Что касается книги - она невольно напомнила мне "Горсть света" Роберта Штильмарка. Слава Богу, не объёмом :) Ну и, конечно же, "Симфонии" Белого - Барнс стремился также организовать свою историю как музыкальное произведение: система лейтмотивов, которая выходит из одной мелодии и разворачивается, повторяясь и расширяясь одновременно.

Вообще, книга очень музыкальна - помимо сюжетного строя, в ней бесконечно упоминаются звуки, ноты, мелодии. Сами абзацы становятся музыкальными фразами.

О точности жизнеописания говорить, конечно, не приходится: книга в первую очередь - о самом Барнсе, его собственных душевных переживаниях, через которые он старался прочувствовать Шостаковича.

Однако автор опирался на довольно большой комплекс источников. Заметна и любовь Барнса к русской литературе и русскому языку - практически на каждой странице вы найдёте цитату то из Пастернака, то из Гоголя, а то и совсем из советского фольклора о Товарище Сталине.

Первый опыт знакомства оказался успешным и приятным. Книга крайне коротка, поэтому рекомендую её к ознакомлению всем любителям российской культуры XX в.