Больше рецензий

21 апреля 2020 г. 12:45

908

3

Миф об аргонавтах — один из моих любимых в древнегреческой мифологии, а образ Медеи остаётся одним из самых сложных и противоречивых. Кто она? Могущественная волшебница или несчастная женщина? Убийца своих детей или оставленная жена?

В своей повести Криста Вольф рассказывает свою версию мифа о Медее, как о сильной и умной женщине, которая погрязла в сетях политических интриг, бежала из родной Колхиды и осталась чужой в Коринфе. Местные жители, привыкшие к изворотливости, лицемерию и амбициям, не приняли гордую, но добрую и честную женщину. А однажды Медея открывает тайну, которую все колхидцы хотели бы забыть. Понятно, что эта история не может закончиться хорошо, причём ни для Медеи, ни для Коринфа. Здесь нет магии и богов, но есть много интриг, политики и конфликта между старыми традициями и новым образом жизни.

Повествование здесь идёт от первого лица. Каждая глава имеет своего рассказчика: Медея, Ясон, Глаука, Агамеда... Хронология сбита, но основная канва событий легко восстанавливается, если держать в памяти разные версии мифа. Так что я бы сказала, что книга рассчитана на тех, кто знаком с первоисточником.

А теперь о субъективном. Не смотря ни на что, книга мне не зашла. В первую очередь, из-за формата повествования. Это здорово, что есть разные рассказчики, которые могут поведать свою историю и версию событий. Но: они все говорят одинаково. Да, они разные характерами, точками зрения и мыслями. Но Криста Вольф пишет не просто от первого лица, она пишет "потоком сознания" и тут становится сложно отличить мысли Ясона от мыслей Глауки. Они все одинаковы и это надоедает. Более того, мысли абсолютно всех рассказчиков вертятся вокруг Медеи. Это логично, с учётом названия повести и общей задумки, но очень странно, если пытаться понять персонажей. Медея же, единственная из всех, здесь представлена непорочным ангелом и достаточно быстро начинает раздражать своей идеальностью.

Сюжет тоже вызывает вопросы. Сам по себе миф об аргонавтах и история Медеи очень глубок. имеет множество разночтений и противоречивых мест — как по мне, достаточно материала для рассказа о событиях со стороны Медеи. Но Криста Вольф добавляет в повествование огромное количество, интриг, тайн и коллизий. Слишком много. Причём из-за способа подачи они кажутся плохо прописанными, а основной конфликт повествования (вопросы старых традиций и жертвоприношений) — натянутым.