Больше рецензий

Kelderek

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 апреля 2020 г. 18:45

807

1 Он с нацистами, но по-прежнему хороший человек

Освенцим из юдоли ужаса, где идет испытание человеческих качеств на прочность превратился в место для поучительных водевилей. То есть и здесь два в одном: поучение с постным лицом об ужасах нацизма, но тут же развлечение занимательным сюжетом – авантюрным, мелодраматическим или детективным (имеется где-то в недрах англоязычной литературы детектив о расследовании, как и в этом романе, коррупционных схем в арийской экономике смерти). Добавим к этому витающую над такого рода текстами тень Оскара Шиндлера и получим представление о картографии романа «Найдите Ребекку».

Мелодрама здесь поначалу задает тон. Молодой человек арийского происхождения и бывшего английского гражданства, меньше чем за год становится штурмфюрером и приезжает на самое «хлебное» место на фабрике смерти – в «Канаду», надзирать за тем, чтобы золотые коронки планомерно уничтожаемых заключенных складывали отдельно от их же пиджаков и туфель. Но цель его не выполнить пятилетку по убийствам, а отыскать в этом аду свою возлюбленную, Ребекку.

Уже здесь стоит остановиться и задуматься. Даже не знаю, что это за любовь такая, которая могла бы погнать человека в такое гнусное место, где без остатка гибнут все, всякая человечность. Но автор настаивает, что такого рода жертвы могут приноситься в легкую, и более того, что в этом есть нечто возвышенное, романтика. Однако какая бы женщина могла потребовать от возлюбленного нечто подобное? Какому идиоту это пришло бы в голову? Совместима ли любовь с такими жертвами? Автор этими вопросами не задается. Любовь на фоне печей крематория смотрится особенно хорошо, продается шибче и бойчее.

Читателя ожидает джентльменский набор бюджетных опций, обязательных в бульварной литературе, основанной на чувственности и полной отключке мозгов: встреча в глубоком детстве, забитое родителями дитя, разлученная любовь, чувства сквозь года, богатый и нелюбимый жених. Но Ребекка, конечно же, выбирает старого доброго Кристофера. Тут бы совет да любовь. Но вместо них война и концлагерь.

Глядя за тем, как книжки подобного рода хватаются за тему Холокоста, всегда задаешь себе вопрос: а не низковата ли литературная планка для нее? С этаким-то сортом продукции надо писать про восходы и заходы, а не героизм на войне. Цели ставятся благородные: рассказать всем. А результат неказистый: трагедия становится декорацией.

Есть и другое замечание: почему в книгах вроде «Найдите Ребекку» ужас происходящего обязательно подкрепляется вкраплением личного интереса? Разве геноцид целого народа сам по себе недостаточный аргумент для того, чтоб на душе стало тяжело?

Поражает механистический цинизм распространяющейся популярной «антинацистской» литературы. Его легко уложить в кочующую из книги в книгу формулу «он с нацистами, но по-прежнему хороший человек». В этой формуле дискредитируется обе составляющие. Читаешь, и сознаешь, как начинает размываться здоровое нравственное восприятие. Так можно и додуматься до абсолютного идиотизма – до мысли, что и нацизм мог бы быть терпим, если бы там было побольше хороших людей, таких как Кристофер и его дядя Ули. Но и с хорошим не все так просто. «Хороший» - становится расплывчатым и крайне неопределенным понятием. Мы читаем о том, сколько сотен людей спас Кристофер. Но хотелось бы услышать иное, а в уничтожении скольких, являясь частью индустрии смерти, принял участие он сам? Когда-то все были согласны с безвыходностью выбора Софи. Здесь вместо всей тяжести морального выбора оправдание «во имя любви», полный отказ от понятия совокупной, коллективной ответственности. Но таких проблем автор сторонится. Проработка чувств и мыслей даже по минимуму здесь не положена. Вместо нее хорошо намыленная картинка благородного героя в нацистской форме («Ангел Освенцима» - до такого додуматься надо!) и «вечной любви, не взирая на…» здравый смысл?

Ода издыхающей лягушки