Больше рецензий

Kumade

Эксперт

не колишній — цілком реальний "перт"

4 апреля 2020 г. 23:59

291

4 In ipsum veritas

Третья книга леди Агаты об Эркюле Пуаро, в отличие от первых двух, представляет собой не роман, а сборник из 11 рассказов. И, поскольку жанр рассказа подразумевает, как правило, одну идею, из которой он вырастает, — так и здесь, каждый содержит свою изюминку.

Рассказ 1. Приключения «Звезды Запада» — оригинальный психологический способ маскировки для создания алиби.
Рассказ 2. Трагедия в поместье Марсдон — апеллирование к подсознанию с помощью метода ассоциаций.
Рассказ 3. Загадка дешевой квартиры — использование в преступных целях ценности имени.
Рассказ 4. Загадка «Охотничьего приюта» — чёткое распределение вины с умелым использованием раздвоения личности при сговоре.
Рассказ 5. Ограбление на миллион долларов — невозможное на самом деле может оказаться невозможным.
Рассказ 6. Тайна египетской гробницы — практический вред как суеверия так и чрезмерного доверия.
Рассказ 7. Кража драгоценностей в «Гранд Метрополитан» — для педантичности недостаточно одной лишь пунктуальности.
Рассказ 8. Похищение премьер-министра — организация фальшивого преступления для сокрытия реального.
Рассказ 9. Исчезновение мистера Дэвенхейма — классификация исчезновений по трем типам.
Рассказ 10. Приключения итальянского аристократа — временная подтасовка с использованием бытовой техники.
Рассказ 11. Дело об исчезнувшем завещании — в состязании умов разумнее воспользоваться посторонней помощью.

Отмечу ещё одно отличие цикла рассказов. Если в романах Кристи создает целую галерею колоритных живых образов, то здесь второстепенные персонажи выглядят статистами, и их задача —полнее раскрыть образ главного героя (и отчасти рассказчика). Все они — лишь декорации для показа забавной франтоватости, нелепой педантичности, напускной деликатности, вдохновенного менторства, любви к театральным эффектам, непомерной самоуверенности и различных идиосинкразий маленького бельгийского детектива. Но уж, по крайней мере он не впадает в грех самоуничижения, которое «паче гордыни», выбирая гордыню как меньшее из зол. Ибо «что поделаешь? Когда человек уникален, он об этом хорошо знает! И другие с этим соглашаются». И быть может, именно благодаря идиосинкразии, болезненному реагированию на то, что для большинства людей просто пустяк, у него и развилась способность придавать значение деталям, на которые никто не обращает внимания. Ведь, как утверждает сам Пуаро, детали и улики «хороши по-своему. Опасность состоит в том, что иногда им придают ненужную важность. Большинство деталей ничего не стоят, но одна или две имеют жизненно важное значение. Надо полагаться на мозг, на это серое вещество у вас в голове. Чувства могут вас подвести, поэтому истину надо искать внутри себя, а не снаружи».
Практически в каждом рассказе можно уловить мотивы из Эдгара По или Конан Дойля. То ли для Кристи это своеобразная дань уважения метрам, то ли она считала, что специфика жанра требует подобных аллюзий, то ли хитрая леди специально подсовывает их читателю, чтобы направить по ложному следу, то ли иллюстрирует ещё один тезис Пуаро: для доказательства собственного ума «всегда пользуйтесь услугами экспертов». Не будем гадать, а просто насладимся новыми сюжетами и посоревнуемся с героем в решении новых головоломок.

К сожалению, наслаждение основательно подпортил перевод этого сборника. Хоть в целом он и достаточно точен, но и ляпсусов в избытке. Хотя, если отнестись к отлавливанию подобных блох, как к дополнительному квесту, то можно попытаться получить удовольствие и от него. Но, боюсь, в данном случае, как некогда заметил Джордж Тригг, «случайная рифма отвлечёт от логарифма».

Прочитано и рецензировано в рамках 5-го конкурса в группе Ситтафорд.