Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 апреля 2020 г. 19:02

4K

5 Тайны, раскрытые тайным советником

Так уж повелось, что когда мы говорим об отечественной литературе XIX века, то вспоминаем, как правило, Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Чехова, еще три-четыре персоналии, а между тем в те же годы творил целый взвод очень качественных прозаиков, работавших в жанре исторического романа. Можно вспомнить Загоскина, Лажечникова, Гейнце, Вельтмана, Мордовцева. Среди них находим и Григория Данилевского, темами для романов которого становились события русской истории XVIII-XIX веков.

Роман "Мирович" - едва ли не лучший из его творческого наследия. Он вполне в духе тех исторических романов, что доминировали тогда. С лёгкой руки Вальтера Скотта и Александра Дюма исторический роман представлялся исключительно как авантюрный, главным был не анализ изображаемой эпохи и поиск исторических закономерностей, а увлекательная интрига, в которую удавалось вписать относительно достоверно исторические реалии.

Успех "Мировича" можно было бы объяснить и фактом того, что тема эта для Данилевского была близкой, касалась семейной истории. Дело в том, что прадед писателя был другом детства настоящего исторического Мировича, поэтому в семье хранилось много воспоминаний и преданий, связанных с этой фигурой.

Надо сказать, что Данилевский взялся за довольно опасную по тем временам тему, ветвь Романовых, которая находилась у власти, шедшая от наследников Петра Алексеевича, держала в строгой засекреченности данные о наследниках Ивана Алексеевича. Тема, связанная с Анной Леопольдовной и её отпрыском, была из тех, которые в культурном обществе вслух не обсуждались, потому как затрагивались вопросы легитимности царствующего дома.

Неудивительно, что роман попал под строгий контроль цензуры, которая потребовала смягчить некоторые эпизоды произведения и настояла на изменении названия, первоначально роман именовался "Царственный узник". Автору было предложено сместить акцент с одного главного героя - опального императора - на другого - мелкопоместного дворянина.

Сей дворянин, снедаемый честолюбивыми мечтами и настраиваемый своей невестой Поликсеной, имеющей собственные виды, узнав тайну узника Шлиссельбургской крепости, задумывает грандиозную аферу - освободив царевича и возведя его на престол, он и восстанавливает справедливость, и решает свои личные проблемы, в одночасье превращаясь в могущественного вельможу империи.

Как и положено в хорошем авантюрном романе, у героя почти всё получается, но небольшой сбой приводит к катастрофе, ну, а как иначе, все же, пойти против истории автору нельзя, приходится втискивать свою фантазию в прокрустово ложе исторической реальности.

И все же, цензуре пришлось пропустить некоторые очень скользкие моменты, так в финале, когда над Мировичем свершается суд, он оправдывается тем. что сравнивает себя с братьями Орловыми, которым удался переворот. "Я шел по вашим стопам!" - заявляет обвиняемый.

Эпоха Екатерины Великой особо привлекала Данилевского, еще одной авантюристке, посягавшей на российский трон, посвящен его роман "Княжна Тараканова".

И все же, несмотря на некоторые цензурные трения, Данилевский сделал вполне успешную литературную и чиновничью карьеру, дослужившись до чина тайного советника и должности главного редактора "Правительственного вестника".

946

Рецензия написана в рамках игры "Несказанные речи"

Комментарии


Вот так и бывает: после отличной рецензии друга книга лёгким щелчком мышки отправляется в "Хотелки"!


Спасибо.
Надеюсь, не разочаруетесь :)


Согласен. Хотя иногда Сергей так подробо и ясно рассказывает, что можно и не читать.


Читать нужно, чтобы сделать свои выводы


Отличный отзыв! Я надеюсь, что читая этот отзыв, кто-нибудь придёт к тому же выводу, что и я в 90-х годах: историю Родины знать необходимо.


Однако не могу поступиться принципами: подобное суждение про Вальтера Скотта слишком поверхностно. Он давал грамотный анализ описываемого времени и процессов происходящих в нем. Его герои (или героини, как в "Обученной" или в "Хартс оф Мидлотиан", что у нас перевели как " Эдинбургская темница") находятся между враждующими сторонами, что позволяет ему объективно осветить разногласия, и дать реальную объективную картину.


Не буду спорить, что в сравнении с Дюма, в большинстве своих произведений Скотт выглядит как более объективный автор. И все же авантюрный элемент был преобладающим в исторических романах эпох романтизма и постромантизма. Именно это я хотел сказать...


Я понял. Согласен.
Хотя без авантюрного элемента чтение романов для рядового обывателя занятие скучное.
Очень люблю Данилевского, и его исторические романы, наряду с упомянутыми вами историческими романистами.
А Салтыков-Щедрин отпинал Данилевского сапогами в своей рецензии, за то что он в русской литературе "фениморокуперовщину" разводит.


Да. Но авантюрный не значит - плохой. Я просто обожаю лучшие романы Дюма как раз за их авантюрность :)