Больше рецензий

NataliStefani

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 апреля 2020 г. 09:59

1K

5 Приметы времени, или Великолепная фантасмагория под Новый год

картинка NataliStefani

«Не надо лепить кафель на картофель»


ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Роман «Горожане солнца» молодого талантливого писателя Ильи Боровикова у читателей может вызвать как восторг, так и неприятие, но равнодушным он вряд ли кого оставит. Всё зависит от подготовленности читателя. И уж явно, по-моему, его нельзя отнести к детской литературе, и даже – подростковой. Хотя среди подростков встречаются весьма понимающие и продвинутые читатели. И кому-то, возможно, она придётся по душе.

Книга получила 2-е место и премию «Заветная мечта» в 2007 г. На 1-е место её не пропустило детское жюри. Автор называет части своей книги сказками. Но это скорее фантастическая история, нежели сказочная, которая происходит в современной Москве.

Некоторые критики сравнивают «Горожане солнца» с «Гарри Поттером» Джоан Роулинг, отмечая, что они похожи. Чем же? Я не увидела сходства. Хотя «Фантастические звери» имеют место быть. Уж если сравнивать со знаменитыми писателями, то, может быть, с «Алисой в стране чудес» Льюиса Кэрролла. В обеих книгах авторы применяют гротеск, фантасмагорию. И на этом всё. Сходство заканчивается.

В аннотации к книге сообщается, что в ней сказочность переплетается с реальностью. На мой взгляд, ничего подобного. Фантасмагория от начала до конца. Только действие разворачивается в начале XXI века на «московской почве». А дальше – буйный полёт писательской фантазии, весь его жизненный опыт, накопленный ко времени написания книги, кругозор, сформированный читательским опытом, его мироощущение создают умопомрачительный коктейль волшебной сказочной фантастики, гротеска, юмора и сатиры. Удивительно, что этот, так называемый, коктейль не просто вызывает «взрыв мозга», но и употреблять его весьма приятно. Только не залпом!

Автор пишет легко, воздушно, используя словосочетания, фразы и обороты, которые обычно мы не употребляем. Так иногда поступают дети, пробуя слова на вкус, коверкая их, когда ещё только исследуют окружающий мир. Вот хотя бы: директор – это Дядектор, а потом Дидектор; заместитель директора – Зауч и так далее. И сплошь яркие, «вкусные» и изысканные предложения и описания наподобие хотя бы следующего: «Дальняя нога ворот, шагнув через насыпь, утопала в овраге на той стороне». Или: «На каменный пол был наброшен лёгкий узор сеточной тени, и Мишата тоже оказалась закутанной в эту сеть». Подобная восхитительная образность и многословность используется автором не столько для того, чтобы выдержать роман в одном стиле (роман, действительно, стильный!), но, главное, он таким образом бережно передаёт восприятие окружающего мира детской, открытой душой.

Книга о детях, предоставленных самим себе, о детях без взрослых, не считая чудака Дидектора. Книга, возможно, не для детей (всё-таки они не смогли оценить её по достоинству), но для взрослых и родителей – это уж точно.

Книга – стОящая, поэтому она не читается на одном дыхании. Всё хорошее надо читать вдумчиво. А с чем читатель сравнит её после прочтения, с загадочным кубик-рубиком, сверкающим многогранным бриллиантом, радужным и пустым мыльным пузырём или ещё с чем бы то ни было, зависит от каждого из нас. Но только это не Новогодняя сказка со счастливым концом. А также никак не философская притча. И, как говорит Илья Боровиков устами своего детского персонажа: «Не надо лепить кафель на картофель!» Понимаете? Нет? Тогда надо читать «Горожане солнца».

А ещё я немного позавидовала москвичам, которые могут читать эту книгу. Чудесно узнавать знакомые места в незнакомой обстановке.

Желаю приятного и необычного чтения!