Больше рецензий

mariepoulain

Эксперт

Субъективное мнение

15 марта 2020 г. 03:42

357

5 Маленькая стальная женщина

Судьба актрисы Янины Жеймо выпала на очень сложное время в истории мира и интереснейшее - в кино. В начале прошлого века она родилась в цирковой семье и уже с трех лет стала полноценной участницей представлений: вместе со старшей сестрой танцевала, играла на музыкальных инструментах и даже скакала на лошади! Становление ее цирковой карьеры пришлось на гражданскую войну: нередко приходилось прерывать выступление, а иногда и висеть под куполом до конца перестрелки.

После смерти отца Янина осталась в Ленинграде и подалась на эстраду, но по-настоящему манило ее кино. Вопреки желанию матери она стала учиться в киномастерской, продолжая зарабатывать музыкальными номерами. В это время немое кино перешло к звуковому - революция, сравнимая с переходом от ч/б телевидения к цветному или от проводных телефонов к мобильникам. Учебников не было, актерам приходилось учиться на практике, как работать с голосом, интонациями, озвучкой.

Во время Великой Отечественной войны Янина оставалась в блокадном Ленинграде, дежурила в пожарной команде, выступала перед ранеными, делила скудный паек и кров с нуждающимися и согласилась эвакуироваться, только когда выбила место для сестры и племянников. Воистину гвозди бы делать из этих людей! В эвакуации продолжалась работа над новыми фильмами и "боевыми киносборниками" для фронта. А сразу после войны Жеймо снялась в одном из своих главных фильмов - "Золушка".

Янина Жеймо прославилась как актриса-травести, до 40 лет играя в кино девочек-подростков (ее рост был менее 148 см, размер ноги 31). Однако в жизни она отличалась не только хрупкой фигурой, но и твердым характером. Не боялась спорить с режиссерами, умела отстаивать свой взгляд на роль, никогда не стеснялась импровизировать. Необычная внешность и цирковая закалка сделали ее уникальной актрисой, способной на самые сложные перевоплощения в комедийных и драматических фильмах.

Ей было 26 лет, когда она сыграла двенадцатилетнюю Асю в "Подругах" (взрослую Асю тоже играла она), а в "Золушке" ей уже 37 лет (принц и то был моложе в свои 35). После прочтения книги я с удовольствием пересмотрела любимую сказку и познакомилась с "Подругами", осознав, как далеко шагнуло кино за одно столетие... но в чем-то и деградировало. Не было хорошей пленки, качественного звука, но зато был бесспорный талант актеров, который так сияет с экрана, что просто нельзя не заметить.

Здорово, что дочь Янины Жеймо собрала, дополнила и издала воспоминания матери о том, как складывалась жизнь, как создавались роли и как развивался кинематограф в России. В этих воспоминаниях, как впрочем во многих известных мне советских мемуарах, большими мазками дана работа, а личная жизнь обозначена лишь намеками, хотя и не смею на это пенять. В этой книге мне отчаянно не хватило объема: всегда интересно "побеседовать" с остроумной, талантливой и многогранной личностью.

М.