Больше рецензий

Lika_Veresk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 марта 2020 г. 23:39

510

5 То самое «стреляющее ружьё»

Какие, однако, странные развлечения у генеральской дочки! С пистолетами возится, по людям стреляет. Но и помимо этих, прямо скажем, экзотических забав ведет себя весьма вызывающе и патологически подло.

Ибсен в характеристике Гедды настойчиво подчеркивает холодность: «холодное, ясное спокойствие», «холодные глаза», «холодный острый взгляд». Вкупе с описанием поведения героини эти ремарки рождают стойкие ассоциации со змеей. Она умелая манипуляторша, интриганка, начисто лишенная сочувствия и доброго отношения к кому бы то ни было. Вон как хладнокровно вручает она пистолет Эйлерту Левборгу, переживающему не лучший момент своей жизни, а до этого – берёт его «на слабО», побуждая присоединиться к мужской вечеринке и доказать самому себе, что может устоять против соблазнов. Вон как изощренно измывается над тётушкой мужа и самому ему «вешает лапшу на уши». А уж как выпытывает сокровенные тайны Теа Эльвстед, втираясь к ней в доверие! Порой не понимаешь, где Гедда играет, притворяется, лицемерит, а где настоящая. Да и бывает ли она настоящей? Это в старой, доибсеновской-дочеховской драме автор давал герою «уединённый» монолог, и всё было ясно и понятно. А здесь очень много подтекстовой информации, полунамёков, недосказанности. Но тем интереснее.

Гедда умна, расчётлива, проницательна. Она прекрасно понимает, что Тесман, хоть и «большой труженик», но всего лишь «усердный собиратель», не творец чего-то нового, не смельчак, выдвигающий дерзкие научные идеи. Это его и отличает от Левборга, единственного в окружении героини, у кого «хватило мужества прожить жизнь по-своему». Гедда презирает своего мужа, считает свой брак «промежуточной станцией», жаждет более значительной и красивой жизни, а не тупого существования и вечной скуки.

Вот вроде бы тянется героиня к красоте, говорит о ней постоянно, однако само понимание красоты у нее уж как-то бесчеловечно и уродливо. Так, она надеется, что героически-красивой станет смерть Эйлерта и разрушит тем самым повседневную обыденность. Но разве красота совместима с подобной жестокостью? Поэтому закономерен итог: «За что я ни схвачусь, куда ни обернусь, всюду так и следует за мной по пятам смешное и пошлое, как проклятье какое-то!». А ведь это она своей гордыней и крайним эгоизмом отравляет всё вокруг. «Хоть раз в жизни хочу держать в своих руках судьбу человека!». На Божий промысел ведь претендует! И завидует не только отношениям Левборга и Теа, но и тому, что «эта милая дурочка запустила свою лапку в судьбу человека».

Совершенно отвратительный тип – асессор Бракк. На первый взгляд, он «отзеркаливает» худшие качества героини. Но какой же он низкий циник, пошляк, безжалостный шантажист! Кстати, на фоне его фамилии показалась забавной реплика о том, что он «всегда питал… какой-то особый, почтительный страх перед брачными узами». Любопытно, это случайность или в оригинале тоже есть игра слов?

Как там у Чехова? «Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него»». Ружьё, а вернее – пистолет, выстрелит в пьесе не единожды, причём каждый раз – «за кадром». И здесь Ибсен проявляет мастерское умение строить напряженный сюжет и связывать все узлы действия.

Прочитано в рамках обсуждения в группе «Драматургия».