Больше рецензий

vaenn

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 декабря 2011 г. 00:13

111

3

Перед прочтением "Бикини" вызывал у меня двоякие чувства. С одной стороны, жизнь и выживание обычных людей на войне - одна из самых интересных для меня литературных тем. Но с другой - при всей популярности Вишневского с его художественными произведениями я еще не была знакома, а публицистика с уклоном в науч-поп не впечатлила.
Но, как оказалось, по мере прочтения и после него роман вызывал ровно те же двоякие чувства - только масштаб поменялся.

Теме "Война и люди" "Бикини" отвечает сполна. Да и как может быть иначе? Ведь это Дрезден в сорок пятом - и извечный вопрос: каким злом должно отвечать на причиненное зло. Ведь главная героиня - Анна - немка. И проводя ее через жизненные перипетии, сталкивая с новыми и новыми персонажами, Вишневский так и эдак склоняет не менее извечную проблему: в ответе ли один человек за всю нацию, а нация - за лидеров, за молчание, за попустительство. Ведь многие другие герои - американцы, для которых было важно решить какая часть той Войны в большей степени "их" - и до какой степени, какой ценой нужно отстаивать свои интересы...

А кроме войны есть еще и просто жизнь. Героев разных национальностей Вишневский тасует между собой, играя на стереотипах. Героев-журналистов - проверяет лакмусом "Этика vs Сенсация". Героя-физика... А героя-физика еще ждет испытание любовью, человечностью и потерянным раем Бикини. Но если бы только его...

Тема - темой, но знакомство с художественным Вишневским заладилось не лучше, чем с Вишневским публицистом. Редкий случай, но тут с первых десятков страниц было не только понятно, что писатель - сильно "не мое", но даже ясно - почему. По большому счету, по двум причинам.

Во-первых, как и многих, меня откровенно смущали лирические отступления по поводу и без. По мере чтения "Бикини" читателя постигает банальная проблема необходимости отделять мух от котлет. Роман, роман, роман, внимание: публицистика, а теперь - роман, еще роман, и снова - публицистика... Спору нет, несколькостраничные лекции на смежную тему могут быть интересны (особенно, если с их предметом сталкиваешься в первый раз - но так везет не часто). Но не тогда, когда они откровенно сбивают ритм повествования. И если бы только повествования... Будь эти отступления чистой воды авторской инициативой - их еще можно было бы изящней вплести в основную нить рассказа. Но нет - у Вишневского пояснительные речи чаще всего (прямо или косвенно) задвигают персонажи, порой немилосердно деформируя внутреннее временнОе пространство текста.

А во-вторых прямо вытекает из во-первых. Благодаря все те же лекциям "Бикини" поначалу казался текстом, написанным, скорее, для ума, чем для сердца. (Ох, признаться честно, я их очень люблю - писателей-"умников", апеллирующих, в первую очередь, к пониманию, а не к эмоциональным рефлексам; тех, кто добивается прочувствования через осознание; которые объясняют, а не заставляют принять как данность). Так, о чем это я? О том, что Вишневский (вместе со всеми своими докторскими степенями) позволил надеяться... А вот фиг. Вопреки обоснованным, казалось бы, ожиданиям, со всей доступной (ну ведь доступной же!) силой рациональной рассудочности писатель прицельно фигачит по эмоциям. Оно бы и ничего, но только между красноречивыми деталями и откровенными манипуляциями все-таки есть разница. А история, которую рассказывает Вишневский, достаточна ужасна сама по себе, чтобы это можно и передать не клюквенно-слезливыми средствами (причем в последней трети книги ситуация как раз выравнивается), и понять без дополнительных пинков в нужном направлении.

Спасибо allbinka за то, что флэшмоб-2011 не только помог познакомиться и определиться с отношением к популярному автору, но и устроил мне преинтереснейший сеанс когнитивного диссонанса. I'm lovin' it!