Snowtrooper

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 февраля 2020 г. 00:27

443

2

Казалось бы, ну кто не знает что такое кабаре? Это же...нуууу...ну там поют и танцуют, хотя это мюзикл, а может канкан...так, так, а кабаре-дуэт "Академия"? Было ж такое?! Ну, значит, оно всем известно, но объяснить никто не может.
Попробуем провести идентификацию согласно определению Лизы Аппиньянези — кабаре развлекают своих гостей и дают им личное пространство, где можно покурить и пообщаться, а при желании также выпить и закусить. Ресторан, закусочная, кафешантан разве не то же самое? Нет, нет, что вы, это всё для низкоинтеллектуальной непросвещенной публики. В кабаре с 1881 года собираются только интеллигенты, чудаки и оригиналы. Не верите? Давайте разбираться.

Начинается всё, разумеется, с Франции. На Монмартре в маленьком кафе собираются друзья Родольфа Сали, барона де ла Тур дэ Нэнтр. Все они немного поэты, немного художники, есть и мастера острого словца. Собираются с завидной периодичностью и не прочь выпить. Но так как денег, как всегда, ни у кого нет, то расплачиваться им приходится своим творчеством: кто картинку на стену повесит, кто сценку изобразит. Тут же появляется публика и завсегдатаи, кабаре "Чёрный кот" открывает дорогу талантам, а весь мир еще не знает что наступила новая эпоха. В ближайшие десятилетия кабаре распространятся по всему свету и притормозить их смогут только нацистское правление в Германии, советский строй в Восточной Европе и чопорность в Британии.

При чтении книги Аппиньянези впечатления скачут волнообразно: вот она отлично рассказывает о первых кабаре Франции, Испании, Германии, Австрии. Много имен, много интересных моментов (как вам 11 человек, выступающих в костюмах палачей или десять заповедей завсегдатая кабаре?), много иллюстраций, стихов и песен. Всё вроде бы хорошо и научно-популярно. А потом мы доходим до главы "Кабаре и авангард". И начинаются футуристы, дадаисты, кубисты и Маринетти с Хартфилдом. Ладно, я кое-что слышал об этих течениях и именах, но какое отношение они имеют к кабаре? Да сложно сказать, потому что автор уже ловко накинул мантию иллюзорности и вместо историй о том как деятели искусства создавали новые места для встреч и воевали против цензуры, мы читаем о том как известные личности захаживали в кабаре и сильно обогащали их репертуар своими сентенциями.

А потом наступают ревущие двадцатые. И всё, мир перевернулся. Ужасы Первой мировой и ее последствия ярче всего отразились на Германии (в рамках данного исследования, разумеется, а не в мировой истории, тут судьба России вне конкуренции). Поэтому готовьтесь к появлению множества немецких фамилий. Да, автор снова делает финт и рассказывает о судьбах Тухольского, Меринга, Клабунда и прочих. Спасибо Флориану Иллиесу я хотя бы знаю имена Тухольского и Кокошки, всё остальное повергло меня в уныние: кто эти люди и причем тут кабаре???
20-е и начало 30-х годов в мире искусства подвержены, на мой взгляд, жуткой энтропии — система культурных развлечений перестает в большинстве своем подчиняться каким-либо правилам и порядку, но от этого никто не грустит. Геи и трансвеститы? Пожалуйста, пол-Германии. Актер читает монолог со сцены? Ничего страшного, можно встать и покричать на него, так даже лучше для конферансье, ему не придется самому заводить публику. Танец-пантомима в виде порнографии? Да запросто!
Но обладатель жесткой щеточки усов уже приступил к штурму власти, железная поступь штурмовиков сотрясает города и уже видны сполохи мирового апокалипсиса, который вовлечет в свою орбиту 80 процентов населения Земли...до остроумия ли тут?

Однако смех и веселье неистребимы, в этом плане кабаре можно сравнить с тихоходками (это такие забавные беспозвоночные, которые выживают в любой среде и при тяжелейших условиях просто впадают в спячку), так как ни нацистский террор, ни послевоенное засилье цензуры и расизма в США не смогли уничтожить уникальный стиль и жанр. Кабаре превратились в мощный политический рупор, с их сцены вещали о проблемах населения, под их крылом издавали памфлеты и призывы и всегда пели и танцевали. А потом пришли стендаперы. Да, да, мы подходим к финалу истории. 60-е подарили миру Ленни Брюса за которым шагали Эдди Мерфи, Джон Белуши, Дэн Эйкройд и Чеви Чейз. Кабаре вновь донесло мысль о том, что при помощи смеха и сатиры можно и нужно вскрывать язвы общества... И да, кстати, Камеди-клаб есть суть классического кабаре: там поют и читают свои монологи, там издеваются над зрителями и перекрикиваются с коллегами за сценой, в конце концов там бесконечно шутят и веселятся. А что еще нужно для хорошего вечера?

А что в итоге? Написана книга понятно, иллюстративный материал подобран здорово, но мне не понравилось читать, после первых трёх глав совсем. То есть вот сижу и просто пробегаю глазами текст, без малейшего проблеска интереса. То ли причина в том, что абсурдистский юмор я не понимаю, то ли ожидал традиционного исследования от и до, а получил культурологический экскурс с ответвлениями, то ли просто, как говорится, "не зашло". Попробуйте вы, вдруг Брехт это ваше всё?

P.S. Заповеди настоящего кабаретиста. Вы же их ждали, правда?


1. При всякой возможности опаздывайте к началу, дабы пришедшие ранее уразумели, что у вас есть и другие дела.
2. Войдя, вручите свое пальто вешалыцице: пускай все видят, что вы не замышляете ничего дурного и что пальто у вас новое.
3. Садясь, старайтесь производить как можно больше шума. Пересядьте несколько раз с места на место, покуда не найдете стул, который вполне удовлетворит вас своею формой.
4. Прочтите меню и карту вин громко и выразительно своему спутнику. Если сможете, заучите их наизусть, официанту же скажите лаконично: «Позже!»
5. Позаботившись таким образом о своем физическом благополучии, подключайтесь к участию в представлении. Для начала окиньте конферансье долгим презрительным взглядом. Будучи, вне всякого сомнения, ослом, он должен почувствовать ваше духовное превосходство.
6. Подгадывайте производимые вами шумы так, чтобы они приходились на моменты, когда их менее всего ждут. Такой тонкий расчет с вашей стороны изрядно оживит программу.
7. Если вы женщина, смело и остроумно критикуйте платье актрисы. (Разглядывая детали, не забудьте воспользоваться лорнетом.)
8. Во время песенных номеров направляйте дым от папиросы в сторону сцены. Вдыхая его, певец получит удовольствие, а его голос от дыма сделается мягче и бархатистее.
9. По ходу представления небрежно позвякивайте бокалом и постукивайте столовыми приборами. Приятные эти звуки восполнят отсутствие оркестра.
10. Утомившись долгой скучной программой и возмутившись принесенным счетом, покидайте помещение шумно, как и вошли в него, и с сознанием приятно проведенного вечера.
(Из рекомендаций, составленных Рене Прево для артистического кафе «Симплициссимус»)

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!