Больше рецензий

Rita_Scitter

Эксперт

Эксперт Лайвлиба Я не эксперт, просто читатель))

6 февраля 2020 г. 14:06

504

5

Толкин не просто классик мирового фэнтези. Он - автор самой поздней версии Смерти Артура в ее классической версии. Разумеется, вариации на тему артурианы пишут многие писатели, но Профессор создал действительно аутентичную версию этой истории. Увы, Смерть Артура осталась неоконченной, и любое ее издание должно содержать два имени. Не только Джона Толкина, но Криса, который в двух третях книги делает глубокий анализ Смерти Артура.
Сами по себе пять песен во многом отличны от известных нам более ранних изложений легенды. У Толкина свежий и оригинальный взгляд на личность Гвиневеры. Она здесь не присутствует лично, но контекст в восприятии Ланселота, Артура, Мордреда, прочих рыцарей рисует совсем не тот романтический образ, к которому мы привыкли. Это волевая, расчетливая и неглупая женщина. Она не отрицательный персонаж, но, безусловно, очень неоднозначный. И с точки зрения характера, явно сильнее многих мужчин. Это необычно для классической куртуазной традиции. Так же как необычен взгляд на отношения ее с Ланселотом и Артуром. И не менее необычен взгляд Толкина на финал.
В контексте Смерти Артура Крис Толкин показывает нам другую точку зрения на Сильмарион и вселенную Властелина колец в целом. По сути, Смерть Артура стала, на ряду с северным эпосом, предтечей мира Средиземья. А остров Авалон благополучно расположился рядом с Валинором. По сути, Смерть Артура в контексте работы Криса начинает восприниматься кроссовером с Сильмарилионом. Поэтому отдельно грустно, что Профессор не окончил работу на произведением, переключившись на другие работы. Было бы интересно почитать о путешествии Ланселота и узнать, добрался ли он до Авалона. И не менее интересно, как развивались бы события, продолжи он историю в соответствии со своими черновиками. В существующей версии Гвиневра состарилась в Англии, утратив власть, которую она так любила. Но в черновиках мы встречаем строки о том, что в Британии нет кургана Артура и нет могли Ланселота и Гвиневеры. По одной из версий черновиков, Ланселот взял королеву с собой в путешествие на Авалон.
По большому счету, это интересная работа, но это не художественное произведение. Крис Толкин выпустил интересную и глубокую литературоведческую работу. И берясь за Смерть Артура важно отдавать себе отчет в том, что вы беретесь за нон-фикшен, посвященный работе Джона Толкина. Материал небольшой, но насыщенный и довольно непростой. Он требует сосредоточенности, определенного уровня начитанности и литературной базы. Или же, если вы фанат Толкина, но не очень углублялись в историю литературы, читать стоит с гуглом под рукой. И все таки хотя бы пролистать легенду об Артуре минимум в переложении Томаса Мэлори. Крис приложил все усилия, чтобы облегчить читателю понимание и восприятие текста. Он сжато пересказывает содержание существующих источников, много цитирует. Но, разумеется, эта история имеет очень мало общего с привычными нам современными экранизациями.
Зато эта рабоота помогает ближе познакомиться с Джоном Толкином - писателем и ученым. С манерой его работы, с его взглядами на литературный процесс, на развитие литературы и ее влияние на формирование культуры. Наконец, это лишняя возможность предположить, что еще могло бы выйти из-под пера Профессора, будь у него немного больше времени. И даже если Смерть Артура вам не понравится, важно помнить, что исходя из рядя описанных Крисом Толкиным факторов и процитированных черновиков, без этого произведения существенная часть мира Средиземья могла бы просто не появиться. Именно легенда об Артуре дала толчок к развитию средиземской мифологии. И уже только благодаря этому она ценна. Но, честно говоря, это крутой и увлекательный опыт погружения в аллитерационную поэзию ХХ века, с соблюдением всех особенностей стиля и слога поэзии Британии в период Темных веков.