Больше рецензий
5 февраля 2020 г. 22:07
1K
5
РецензияНесколько сумбурный, но интересный роман, в котором привидения соседствуют с презрением к суевериям, любовно-приключенческие истории – с критикой церкви, юмор – с трагедией.
Сначала, пожалуй, о минусах (если их можно так назвать, все-таки конец XVIII века, плюс роман написан почти что «для себя»). Пафос. Порой это забавляет:
– Мне все равно! Мне все равно! – ответила она страстно. – Либо в рай меня приведет твоя рука, либо моя принесет мне погибель! Амбросио, скажи мне! Скажи, что я останусь твоим другом, твоей собеседницей, или этот кинжал напьется моей крови!
Иногда утомляет, особенно когда один герой на просьбу другого «рассказать поскорее, а то я-де сгораю от нетерпения, и вообще у меня тоже есть потрясающие новости» разражается описанием своих приключений на несколько весьма объемных глав. И в целом герои разговаривают сами с собой, с портретами, друг с другом напыщенными речами, только что луну в свидетели не зовут. Причем временами заметно, что автор нарочно преувеличивает для создания комичного эффекта, но пародией или сатирой роман назвать нельзя, серьезности ему тоже не занимать. Возможно, из-за такой манеры написания, когда внимание притупляется, я путалась во времени. Как правило, каждому герою и происходящим с ним событиям уделяется очень много внимания, и когда автор переключается на кого-то другого, повествование возвращается на несколько дней назад, но в целостную картинку уже не очень-то складывается.
И все же плюсов больше. Роман увлекательный, атмосферный, определенно не пустой, он вызвал массу эмоций и мыслей. А финал настолько ошеломительный, что перечеркнул все сомнения насчет оценки.
Основная линия повествует о тридцатилетнем монахе Амбросио, который всю жизнь провел в монастыре, не знал никаких искушений и мнил, что раз юность прошла, то с праведной дороги ему уже не свернуть. Но он не осознает, что существуют менее заметные способы согрешить, чем прелюбодеяние, убийство, роскошная жизнь и так далее. Гордыня, лицемерие, излишняя строгость и отсутствие сострадания – вот с чего началась кривая дорожка Амбросио. Очень интересны внутренние монологи монаха, в которых он пытается договориться сам с собой: Бог ведь милостив, этот грех он мне простит, вот это не так страшно, как если бы я сделал то-то, и вообще, ведь сам я не прибегаю к колдовству и душу дьяволу не продам! Так что «можно, если осторожно». Однако же, как обычно и бывает в таких ситуациях, вовремя остановиться не получается, так что в активе у Амбросио оказываются куда более страшные преступления и грехи, на которые он изначально готов был идти. Потусторонние силы присутствуют в романе явно и открыто, но терзания Амбросио весьма реалистичны, создается впечатление, что он и сам мог справиться с попаданием в ад. Автор показывает, куда могут привести необузданные страсти и сделки с совестью.
В книге присутствуют призраки, колдовство, сам дьявол появляется на страницах. Причем мне очень понравилось, как здесь обыгран мотив сделки с дьяволом: очень осторожно, незаметно, чтобы никто не догадался, и в первую очередь сам Амбросио.
Присутствует и критика монашества, религии, инквизиции. За внешним благочестием показаны злоба, желание заполучить в свою обитель девицу побогаче, готовность идти на преступления ради сохранения репутации обители, положение девушек, постригшихся под влиянием родни, а не собственных убеждений. О монахах-мужчинах сказано гораздо меньше, в основном лишь на примере Амбросио показано, как в нем сознательно поощряли гордость и тщеславие, чтобы он мог быть строгим аббатом, а не сострадательным пастырем, несущим утешение. Святая инквизиция, казалось бы, выступает в этой истории на стороне справедливости: хватает действительно провинившихся монахов и монахинь, чья вина неоспорима и доказана. Но методы…
Ну а эпизод с Библией прекрасен, с какой стороны не посмотри: мать переписывает книгу для невинной дочери, вымарывая те моменты, которые могут натолкнуть на непотребные мысли, просветить девушку насчет физической стороны любви. Да и такую отцензуренную версию Антонии дозволено читать лишь по достижении возраста, в котором уже можно присматриваться к женихам.
Помимо Амбросио, есть в книге и другие герои, претендующие на звание главных: две влюбленные пары, еще и связанные родственными и дружескими отношениями. Плюс одна из девиц оказывается во власти настоятельницы женского монастыря, другая становится объектом похотливых желаний Амбросио, все герои связаны в довольно тесный клубок. Любовных страстей – немеряно, препятствий на пути к счастью – завались, присутствует и счастливая развязка, и трагичная – на любой вкус.
Очень ярко описаны всякие любострастные мысли и сцены, отлично передано напряжение, ведь прелюбодей и насильник тут один, и он монашеского сана, а значит, вынужден осторожничать, скрывать свои желания и действия. И вроде бы нет излишнего натурализма, самый максимум – обнаженные груди, но картинки происходящего рисуются очень живо. Вообще за создание атмосферы автору большой плюс. Впечатляют описания склепа: к стандартным костям и изображениям знаков смерти щедро добавлены гниение и черви, так что некоторые моменты действительно вызывают содрогание, несмотря на общий пафос. Порой заметно, что автор сам упивается описаниями различных ужасов и насилия, но при этом четко выдерживает позиции зла и добра: местами они не меняются. Плохие поступки всегда плохи, хорошие – хороши. И хотя зло торжествует не только над злыми людьми, но порой губит и невинных, в целом финал можно назвать оптимистичным: не так уж все и плохо в этом мире, есть в нем место и радости, и хорошим делам.
Прочитано в рамках игры Собери их всех!