Больше рецензий

Kinokate911

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 января 2020 г. 20:55

903

4

Заключительная часть цикла "Тёмные начала" пытается подводить итоги и одновременно расширяет количество миров и персонажей, которые вовлечены в происходящие события. Желание успеть всё и везде приводит к тому, что местами некоторые вещи показываются нелогичными или слишком обрывочными.

Страна мёртвых, которая, судя по аннотации, является одним из основных мест действия, существует одна на все миры. В ней обитают умершие за всё время существования Вселенной. Количество людей и других разумных существ, находящихся там, сложно даже представить. Скорее всего, в таких условиях сложно было бы услышать себя, не то, что найти кого-то или как-то упорядочить такую толпу.

Мир, где живут мулефа, очевидно, нужен для того, чтобы создать контраст с мирами человеческими, где нет гармонии. Да и показать разнообразие существ в универсуме тоже не лишнее. Но их линия занимает в общей совокупности несколько глав, в которых происходит что-то очень редко. В то же время отец Гомес существует просто, потому что должен и здесь быть злодей, а уж развязка с ним выглядит слишком лёгкой, всё складывается так, как надо, по щелчку пальцев.

Однако в третьей книге вместе с подрастающими героями взрослеют и проблемы, с которыми они сталкиваются. И сам тон повествования становится серьёзнее. Автор достаточно радикально проходится по религии, предлагая взамен полагаться только на себя и не откладывать жизнь на "потом". Вся концовка, которая далека от привычно-сказочной, посвящена тому, чтобы быть лучшей версией себя. Мотивирует больше, чем книги по саморазвитию.

Пулман призывает быть весёлыми, добрыми, любопытными, смелыми и терпеливыми, а также учить, думать и работать изо всех сил. Главная цель - каждодневные открытия, которые делают жизнь интереснее и осмысленнее.

Конечный итог - это то, ради чего можно смириться с другими недостатками. Простой, но важный вывод. Без лишнего морализаторства, но звучащий вдохновляюще. Чётко сформулированный автором и с лёгкостью воспринимающийся читателем, что важно в детских книгах. Всё это прекрасно.