Больше рецензий

AVS

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 января 2020 г. 19:56

789

5 Великолепная научно-популярная книга, уникальная по своему замыслу!

Уфф, долго же я её читала! Почти 1,5 месяца! Впрочем, 700 страниц - не маленький объём. Так что теперь позвольте высказаться. Отзыв будет длинный.

Автор книги - Игорь Всеволодович Можейко - доктор исторических наук, востоковед, переводчик, фалерист, известный всем как автор фантастической прозы под псевдонимом Кир Булычёв. Псевдоним этот он взял из опасения, что его уволят с работы, узнав, каким ненаучным делом он занимается - сочиняет фантастику.

С историческими работами любимого мою с детства автора я познакомилась ещё в школе, когда читала его увлекательный цикл для "школьников, которые не любят историю" - "Тайны истории". Книгу "1185" я хотела прочитать давно. И не потому, что сильно люблю историю. Напротив, исторические книги - совсем не моё, я с трудом запоминаю большое количество дат, имён и событий. Историки - люди выше моего понимания. И в данном случае, меня заинтересовала не сама история, а Идея.

"1185" - своего рода книга-эксперимент. По мысли Игоря Можейко, история страны - это река. И мы привычно проходим вдоль реки от ее истока до наших дней. Он предлагает изучать историю, двигаясь поперек рек - рассматривать панораму происходивших во всем мире событий на протяжении одного промежутка времени. Реализацией этой идеи стала книга "1185", которая рассказывает о том, что интересного и важного случилось в мире за один только, как не сложно догадаться, 1185 год. Однако по факту повествование не ограничивается 1185 годом. Автор постоянно уводит рассказ в десятилетия и даже века, предшествующие 1185-му и смотрит вперед. При этом центром остается все-таки 1185-й.

"Цель этой книги - не воссоздать строго научную картину мира, а рассказать о людях, которые тогда жили, о творцах и жертвах истории". Действительно, это книга о людях. И проще назвать то, что в этой книге есть, чем то, чего нет, ибо нет многого. Это логично: невозможно подробно описать политические, социальные, бытовые аспекты жизни всех стран в рамках одной книги. Можейко-Булычёв поставил перед собой задачу как настоящий писатель: увлечь, заинтересовать, оставить в сознании читателя не сухие факты, а живые образы великих людей того времени.

Итак, время действия: Средневековье.
Место действия: Европа, Русь, Юго-Восточная и Малая Азия, Япония, частично Африка.
Герои повествования: Фридрих Барбаросса, Ричард Львиное Сердце, царица Тамара, князь Игорь, Чингисхан, Хасан ибн Саббах, поэт Низами, представители родов Тайро и Минамото и многие другие.

Эту книгу определённо нельзя читать залпом.
По структуре она представляет собой более двух десятков новелл, каждая из которых раскрывает определенную историю из жизни какой-то страны или яркой личности.

Я абсолютно ничего не знала об истории Юго-Восточной Азии, Японии, Грузии и Бирмы и уже на первых страницах поняла, что без карты мира и поисковика мне не обойтись. Я изучала карту, искала фотографии, значение неизвестных слов и читала дополнительные сведения о героях повествования...

Надо отдать должное литературному такту автора. Создавая книгу для простого читателя, он пожертвовал многим из истории Средневековья, чтобы читатель не утонул в многотомном труде. Он старался оградить читателя от бесконечного потока новых имён и дат. Но несмотря на это, местами книга все же читалась довольно тяжело: я путалась в именах, родственных связях и в круговороте событий забывала, с чего все началось. А местами десятки страниц проглатывались на одном дыхании, как роман.

"История разнообразна, она никогда в точности не повторяется, но как похожи её трагедии, словно никто и никогда не способен научиться на горьких примерах!"

Что делает человечество на протяжении всей истории? Правильно, воюет. Во все времена во всех странах были бесконечные войны, грязная борьба за власть и страдания ни в чем не повинных граждан.

Интересно было обнаружить, что правители большинства стран имели родственные связи. "Правящий слой Европы осознавал себя одной большой недружной семьей, и родственные отношения порой были важнее отношений межгосударственных, они то приводили к неожиданным мирным соглашениям, то ужесточали войны, ибо семейные конфликты могли принимать патологический характер".

Средневековье - время крестовых походов. В книге им уделяется немало места. Отвратительная, больше политическая, чем религиозная игра.

"Мало кто из участников этой эпопеи видел ее приводные ремни. Нам кажутся нелогичными поступки жадных и жестоких крестоносцев, которые заключали союзы с сарацинами против братьев-христиан, разрушали христианский Константинополь, поднимали оружие друг на друга, шли на клятвопреступления. Но в сознании крестоносца все это отлично уживалось, и всему находилось объяснение и оправдание".

Средневековье - интереснейшая, по-своему великая эпоха. Меняются реалии, но люди остаются прежними. Так же любят, так же ненавидят и так же страдают фигнёй (простите за грубость, но иначе не скажешь). В то время так же существовали жестокие правители и гениальные художники. Во многом им посвящена эта книга.

Романтизация, например, князя Игоря развеивается как дым. Конечно, никаким героем Игорь не был - скорее, наоборот: хотел поживиться отдельно от других князей. Незадолго до похода они с Кончаком были союзниками, но как известно, союзники легко становятся врагами. Удивительно даже, что этот ничем не примечательный среди других поход породил такие шедевры искусства как "Слово о полку Игореве" и опера Бородина!

То же - Ричард Львиное Сердце: "Он сражался всю жизнь и ничего не добился. У него были многие качества великого человека, но куда больше недостатков и слабостей. Он был рыцарем и лишь затем королем. Он остался в истории Англии героем, хотя в действительности настолько подорвал ее экономику и нарушил систему социальных отношений, что его преемнику Джону пришлось пожинать плоды этих героических деяний".

Почему-то меня особенно зацепила история дружбы и вражды Генриха II и Томаса Бекета. Если коротко: был у короля Генриха друг из простолюдинов. Друг умный и талантливый. Дружба была - не разлей вода. Король сначала назначает его канцлером, а потом и архиепископом. После чего Бекет ведёт политику, противоречащую планам Генриха. Начинается вражда, которая заканчивается жестоким убийством Бекета.

Я так и не поняла, что за человек был Бекет и что руководило его поступками. Народ его обожал, считая своим защитником перед государством, хотя сам Бекет не ставил такой задачи. Тот же вопрос задает Можейко: "Был ли он фанатиком, шедшим на смерть ради идеи, или великим актером, который должен был сыграть последний акт трагедии?" Увы, ответ на этот вопрос мы не узнаем никогда. Можно лишь строить версии. Свою версию выдвинул режиссер фильма "Бекет", снятого по пьесе Жана Ануя (видите, даже фильм посмотрела!). Очевидно, что фильм не столько о реальных личностях, сколько о человеческой природе вообще, дружбе, предательстве и стремлении к власти. Уж слишком положительным получился Бекет и слишком взбалмошным Генрих. Тем не менее, фильм прекрасный, великолепно поставлен и сыгран. Трагедия людей, запутавшихся в себе и одиноких. Рекомендую.

Едва ли не единственный человек, вызвавший у меня уважение умом и благоразумием- Элеонора (Алиенора) Аквитанская - жена Генриха II и мать Ричарда Львиное Сердце. Также понравилась история поэта Низами: во все времена жили гении и просто хорошие люди, отличающиеся от толпы.

Между драмами главных героев автор рассказывает про религию, экономику, бытовую жизнь мирных граждан.

Мне понравилась беспристрастность автора. Он как бы наблюдает за событиями со стороны. Никого не романтизирует, не идеализирует, мерзавцев называет мерзавцами, но не отказывает в уме и благородстве достойным этого. Он не сочиняет реплик для героев, однако это не помешало нарисовать живые образы. Иногда он рассуждает, анализирует, приводит версии, не фантазирует на тему того, что не известно. Все это вызывает доверие к фактическому материалу.

Автор не оставляет возможности его покритиковать. На все претензии и возможные вопросы у него имеется убедительный ответ. И, несмотря на то, что читалась книга порой трудно, ставлю ей наивысшую оценку из всех возможных. Подобного подхода к истории я ещё не встречала, и он невероятно крут. Реализация идеи (думаю, это не будет преувеличением) - гениальна. Язык повествования простой, легкий, но вместе с тем увлекательный и не лишен выразительных сравнений. Например: "Страны Юго-Восточной Азии подобны виноградной грозди, повисшей на южной ветви Великого шелкового пути".

Что еще читается между строк - это любовь автора к истории и интерес ко всем личностям, о которых он рассказывает.

Жаль, что книга закончилась, и столь многое в неё не вошло (в конце автор перечисляет, о чём не рассказал). И жаль, что такая книга всего одна. Замечательная и уникальная в своем роде вещь. От души рекомендую!