Больше рецензий

27 декабря 2019 г. 12:41

961

4

Второй роман в [пока что] трилогии о Кингсбридже и условное продолжение «Столпов земли» , «Мир без конца» вновь подтвердил для меня славу Кена Фоллетта как одного из лучших современных авторов исторических романов. Несмотря на очевидную затянутость примерно на треть и порой излишнее нагнетание драмы и заламывание рук, «Мир без конца» обладает двумя неоспоримыми достоинствами.

Во-первых, он читается быстро и увлекательно, потому что даже если ты ничего не знаешь об описываемой эпохе (а в романе это вторая треть 14 века), автор сделал процесс чтения максимально дружественным читателю и как хороший экскурсовод подробно объясняет, на что обратить внимание, зачем, и что из этого следует.

Во-вторых, роман настолько детализирован в предметно-бытовом плане, что погружает в рассматриваемую эпоху с головой, и где бы ты ни читал его - в транспорте, в очереди, на работе в обеденный перерыв или дома перед сном - ты неизбежно сразу же попадаешь в средневековую атмосферу маленького английского городка.

Вместе с героями романа читающий без труда проникнет в тонкости строительства в Англии того времени, побывает на кингсбриджских ярмарках, переживет эпидемию чумы и ощутит все прелести средневековой медицины, пройдет путь от простого монаха до епископа и даже ненадолго заглянет в соседнюю Францию и поучаствовует в одном из сражений Столетней войны - битве при Креси.

Фоллетт встраивает в компактную территорию Кингсбриджа и его окрестностей пестрое английское общество того времени. Торговцы и батраки, священнослужители и рыцари, воры и знать. При этом каждый обладает амбициями и добивается целей доступными средствами - хитростью (чаще всего), трудом (гораздо реже), силой, деньгами, собственным телом в конце концов.

Не обошлось и без нескольких любовных линий, и в каждом случае героям приходилось преодолевать жизненные преграды, чтобы быть вместе. Причем мужская половина двух основных любовных линий получилась откровенно слабой, имхо - что герой-любовник Мертон, что тряпка Вулфрик как персонажи не вызвали интереса.

Роман грешит обилием повторяющихся схем, что мне, как любителю непредсказуемых авторских приемов, не понравилось. Эта постоянно возвращающаяся Чума, там где сюжет пора бы уже сворачивать; примерно однотипные козни церковников - сначала Годвина, потом Филимона - против главных героев; умноженные на три непрерывные несчастья; и, наконец, бесконечная вереница любовниц Мертона. Ну правда, и с первого раза все было примерно понятно, а со второго-то и вовсе должны были проникнуться все читатели. Поэтому когда история заложила третий вираж и снова пошла по кругу, тут уж мой изначальный энтузиазм сильно поубавился.

Но все же, если взять средневзвешенное впечатление от книги, то мне она понравилась, и я с удовольствием провела за ее прослушиванием аж 45 часов.