Больше рецензий

bastanall

Эксперт

Литературный диктатор

8 декабря 2019 г. 12:03

1K

2

Какой красивый эвфемизм, надо запомнить на будущее: если сказано, что «книга написана в лучших традициях» того-то и такого-то, это значит, что книга совершенно проходная. Если во «Влюблённом призраке» и есть где-то Тот Леви, К Которому Мы Привыкли, то только на обложке. В остальном — так себе идея, так себе воплощение. При этом я легко могу представить, каким красивым и трогательным мог бы быть фильм по этой книге, и возможно однажды, под Рождество, когда мне будет совершенно нечего делать, я его всё-таки посмотрю. Но это не точно.
Итак, что мне не понравилось — в четырёх пунктах, и между ними также немного того, что понравилось (о как завернула).
1. Идея. К Французскому пианисту Томá приходит призрак его отца, и призрак этот просит сына помочь ему соединиться с возлюбленной. Которая, вот сюрприз, является… А впрочем, в этом романе всего два сюрприза, не буду портить. Итак, к 2019 году вряд ли найдётся девушка (а целевая аудитория этого романа — несомненно женская), которая не видела или хотя бы не знала о существовании фильма «Призрак». Более прошаренные даже знают о существовании написанной лет десять назад одноимённой (во всяком случае, в русском переводе) книги Джонатана Кэрролла, и при всём моём уважении к этому сумасшедшему — такой же проходной. Боюсь, в этой теме уже со времён Данте Алигьери нечего добавить. И всё же нет, пишут, переводят. Я не имею ничего против любовных романов, и будь книга чуть более романтичной и трогательной, я бы даже не возмущалась. Но затасканная и плохо раскрытая идея убивают весь интерес на корню.
2. Персонажи. Томá, его отец и мать, девушка, с которой Томá оказывается связан общим прошлым (и взаимным интересом), родители девушки, осветитель в концертном зале, гостеприимные арендодатели. Для маленького романа персонажей немного. Вот только все они такие тусклые, их истории такие скучные, а действия — невыразительные, что аж зубы сводит. Слишком предсказуемо. Положа руку на сердце, признаю, что единственный интересный герой — второстепенный муж-почти-но-всё-же-не-рогоносец с его обострённой ревностью и жаждой обладания. Вот о ком я бы почитала роман. Его жёнушка, судя по косвенным признакам, было женщиной необычайной, так что роман получился бы занимательным и трагикомичным, но у Леви тема не раскрыта. Да и в чём-то прав автор: речь ведь совсем не о них. А жаль.
3. Оригинальность сюжета. Увидев отца, Томá думает, что у него галлюцинации. Ну ок. Окружающим кажется, что Томá разговаривает сам с собой, они на него косятся или пялятся, а потом стараются убраться подальше. Ну ок. Тома сдаётся на милость галлюцинации и отправляется по её (то есть, его) поручению. Кто бы мог подумать. Томá встречает девушку из прошлого, и их тянет друг к другу. Вот это поворот! И т.д. Вообще ни одного нетривиального сюжетного хода не припоминаю.
4. Психологическая подоплёка. Отношения Томá с той девушкой возникают из ничего и, соответственно, никакого отклика не вызывают. Отношения отца и его возлюбленной были хоть чуть-чуть обоснованы, когда отец пытался объяснить сыну, как они познакомились и почему полюбили друг друга. Причём, и он, и она вырисованы достаточно экстравагантными, чтобы поверить в их нелогичное поведение. Но всё остальное… Не верю! Даже отношения отца и сына, которыv в тексте уделяется много внимания, выглядят измысленными из воздуха, высосанными из пальца. В них нет ничего такого, о чём бы стоило писать целый роман (пусть и маленький): ни глубины, ни драмы, ни тепла.
Вывод для себя: шесть часов жизни впустую. Вывод для автора: за множеством историй-зайцев погонишься, ни одного не поймаешь. Примечание для остальных: единственный неоспоримый плюс — есть аудиокнига в потрясающем исполнении актрисы Аллы Човжик. Она играла голосом, создавала легко узнаваемые образы героев, прекрасно выражала чувства, и только благодаря её исполнению мне в голову не приходило бросить книгу.