Больше рецензий

DmitriyVerkhov

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 ноября 2019 г. 11:38

2K

4 Страсти и страдания в русской глубинке

"Обрыв" Ивана Гончарова как типичный представитель русской классики XIX века книга глубокая, многогранная и очень неторопливая. Очень много различных тем, непростых, важных и не теряющих своей актуальности и в наши дни, поднял в ней автор. Это и поиск себя и смысла жизни, это и вопросы развития отношений между людьми, и вопросы морали и нравственности, принятые обществом. Но в первую очередь это роман о любви, которая у одних может быть чистой и прекрасной, а у других, страстно любящих, но не желающих меняться или уступать друг другу в чём-то в своих взглядах, разрушительной и несчастной, приносящей множество душевных мук и страданий. Поэтому "Обрыв" – это также роман и об ошибках, которые так часто совершают люди по незнанию или в порыве страсти, и о признании ими своих ошибок. Ведь какой бы ни был век на дворе, люди всё так же встречаются, влюбляются, пытаются строить отношения и нередко из-за любви и страсти всё так же совершают ошибки.

Удивительное богатство образов и характеров таит в себе этот роман. Рассказанную автором историю мы узнаём главным образом от одного из её главных героев – Бориса Павловича Райского. Персонаж он любопытный. Любопытен он, прежде всего, своей неопределённостью. Дожив до среднего возраста, Райский всё ещё никак не может определиться, что ему нужно от жизни, чем же ему хочется заниматься, какой стязе себя посвятить. Он то художник, то писатель, то просто ценитель красоты и гармонии во всех их проявлениях. В своих порывах и чувствах (благородных, но бесплодных) он с радостью хватается за многое, но ничего не доводит до конца. Ему быстро всё надоедает. Несмотря на свой возраст, он ещё не женат, хотя пылок и влюбчив, стремится к новым эмоциям и впечатлениям и пытается найти для себя подходящую музу. Он не любит скуку, любит наблюдать за людьми и считает, что они должны жить, не обращая внимание на старину и жизненные уклады прошлого, а больше руководствоваться чувством и страстью. Он сам ищет страсть и хотел бы, чтобы и других она охватила. Спасаясь от скуки, всюду окружавшей его в Петербурге, Райский уезжает к себе в имение на Волгу, где всем заправляет его бабушка Татьяна Марковна Бережкова, женщина строгая и консервативная, не терпящая пустой суеты и держащая всё и всех под своим контролем. Она несёт в себе опыт предков и выступает в роли хранительницы традиций. Она, на мой взгляд, самый колоритный и самый удачный персонаж этого романа, вызвавший у меня наибольшую симпатию. Кроме неё, в своём имении Райский также встречает своих кузин, Веру и Марфеньку, которых он не видел на протяжении многих лет, а они уже успели вырасти. Обе красавицы и умницы, каждая по-своему, но характеры у них, конечно же, разные. Вера умная и независимая, но холодная и скрытная. Марфенька же полная её противоположность – открытая, милая и простодушная. Повстречается нам и ещё один герой, Марк Волохов – человек незаурядный и дерзкий, бунтарь, нигилист и приверженец вольных идей, не признающий авторитетов, исповедующий теорию "свободной любви" и считающий семью "страшными путами". В общем, на мой взгляд, герои произведения вышли у Гончарова довольно интересными, реалистичными и многогранными. В них так легко узнать и себя, и своих близких, и знакомых.

Повествование, на мой взгляд, не всегда было увлекательным. Оно показалось мне каким-то неровным: то оно живое и интересное, с красочными описаниями, а в некоторых эпизодах даже присутствует лёгкая ирония, то, наоборот, скучное, немного вычурное, теряющееся в нагромождении душевных переживаний и надуманных страданий. Первая, можно так сказать, вводная часть мне не очень-то понравилась. Она какая-то блёклая и вялотекущая. Зато с приездом Райского в своё имение события в романе заметно оживились, появилось множество новых героев, и читать стало куда как интереснее. Гончаров замечательно описывает быт того времени, нравы и образ жизни провинции. Но главный акцент в романе он всё же делает на отношениях между его героями, показывает их чувства, переживания и душевные страдания. Однако под конец все эти страдания, да и вся ситуация с обрывом, начинает уже казаться избыточной, излишне накрученной. Иногда у меня создавалось впечатление, что автор излишне всё драматизирует, однако в описываемый им период понятия морали и нравственности были немного другими, и ко многому люди относились гораздо строже, чем сейчас. Отсюда, думаю, и такой драматизм.

В целом роман меня не особо впечатлил, но и не скажу, что не понравился. Разочарования не вызвал, но и восторга тоже. Книга неплохая, но, думаю, некая затянутость не особо пошла ей на пользу.

Книга прочитана в рамках игр "Бесконечное приключение" и "Школьная вселенная", а также в рамках совместных чтений "кирпича" осеннего сезона в клубе "Читаем классику вместе!"