Больше рецензий

Myrkar

Эксперт

от триипостасного Бога

15 ноября 2019 г. 22:05

2K

4 Три с половиной года до конца света каждый день

Труд Александра Беляева является его диссертацией и потому читается довольно муторно. Он размещает по разделам все взгляды на антихриста от православных отцов, католиков и протестантов в хронологическом порядке и пересказе с собственными комментариями. В центре внимания пророчество Даниила о седьминах и второе послание апостола Павла Фессалоникийцам, а не Апокалипсис. Это несколько подорвало мои надежды в том, чтобы разобраться, как же пройдут последние дни перед Концом Света. Открытия я совершила только относительно протестантов, по сути, начитавших ругательств Лютера в отношении католической церкви и бредовых гипотез под ликом научности, фактическим материалом которой служат те же ругательства Лютера.

Интересней было начало, посвященное безбожию как всеобщему явлению религиозности и безрелигиозности во всех проявлениях отказа от признания двойной природы Христа, Его жертвы и проповеди Нового Завета в целом. Автор, будучи современником Льва Толстого, довольно оптимистично смотрел в будущее, не подозревая, что переворот общества в сторону атеистического социализма чуть более реален, чем представляется, после нескольких неудачных французских революций, зато предчувствия войны он осознавал вполне и считал логичным исходом милитаризации европейских держав своего времени. В связи с рассказом о безбожии и течениях мысли, отвергающих веру в Бога вообще, связанных с приходом антихриста, который выступит против любой религиозности фигур Ленина в историческом контексте выглядит интересной фигурой и в контексте эсхатологическом, потому что ему не удалось вполне отыграть роль подданного дьявола перед вторым пришествием Христа. А уж Гитлер, которого за его разрушительные настроения в отношении человечества и католицизм также могли бы назвать антихристом, и подавно не дотянул до того, кто подчинил бы себе весь мир, сев в Божьем храме. Чуть прояснилась та идея, почему Россия считалась в своем имперском варианте сдерживателем Европы в ее собственных притязаниях - из-за тех же библейских формулировок о "сдерживающем". И со всеми идеями о прообразах и предтечах, это совсем не то. Но Беляев в своем рассказе призывает следить за мировыми новостями именно потому, что нам было сообщено о том, как выглядят последние времена. И, по ходу, они всегда выглядят как сегодняшний день, потому что большего днища в человеческих душах вряд ли отыщешь меньше, чем в нынешнем дне. И с каждым днем все будет только хуже, как бы людям этого самого днища счастливо и привольно ни жилось в своем безбожии и поклонении ложным богам.

В конце по пунктам вынесены все выводы, которые постепенно собирались в процессе анализа толкований и, наверно, они вместе с главой о безбожии и православными толкованиями только и представляют ценность, потому что подробности от христианствующих еретиков можно попросту сжечь. Они не интересные и не умные, а зачастую напоминают какую-то каббалистическую магию и игры в гадания. Мне хотелось бы от такой работы больше исторического контекста, в котором высказывались те или иные мнения по поводу антихриста, потому что автор, например, приводил примеры ложного восприятия Конца Света из современной ему российской истории, но из давней встречались совсем краткие факты вместо полноценного эскурса с сопоставлением. Ну и толкования Апокалипсиса не было.