Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 ноября 2019 г. 21:28

1K

3

Смерть, как говорят юристы, является универсальным фактом. Чаще всего она означает конец, но иногда может стать началом. Началом книги, к примеру. Жаль, что история, которая за этой смертью последовала, не смогла вызвать во мне хоть какой-то позитивный отклик.

Общая линия развития сюжета кристально ясна и предсказуема как "масонское приветствие" (кто читал, тот поймёт). Очевидно, что смерть расчудесного Барри на первых страницах приведёт к гонке за место в совете, которое он занимал. И все мы знаем, сколько грязного белья может всплыть, когда люди любой ценой рвутся к победе, особенно там, где согласия нет и быть не может. В маленьком провинциальном Пэгфорде удивительно много противоречий - маргинальное предместье, клиника для наркоманов, местное хулиганьё. Для того, чтобы упростить и очеловечить всю эту обычно скучную читателю политику Роулинг сводит её к одной семье Уидон, а точнее даже к личности Кристал Уидон, такой поганой овце в приличном стаде местной школы. Вся борьба за/против предместья - это апелляция к эмоциям. Не случайно, главная защитница предместья доктор Джаванда на решающем заседании совета просто скатывается в истерику вместо последовательной аргументации. Да, Роулинг поднимает острые вопросы противоречий между разными социальными группами, но она просто вырывает их из контекста, играет на эмоциях, нагнетает обстановку, чтобы что?.. Малодушно устраниться от причин и следствий, от серьёзной дискуссии в пользу жалости, гнева, чувства несправедливости. Окей, мы читаем книги ради эмоционального отклика, но когда автор претендует на то, чтобы поднимать социальные вопросы, я жду аргументов, я хочу увидеть разные позиции, столкнуться с борьбой взглядов и мнений, а не с цепочкой выуживания из шкафа грязного бельишка и восторженного потрясания им на публику. Идеальным примером романа о борьбе за место для меня являются "Наставники" Чарльза Перси Сноу. Кому-то, я уверена, он покажется скучным и уж точно слишком консервативным и несовременным (у Сноу, увы, никто не трахается, не фантазирует о мальчиках и не распускает руки), но там я увидела действительно борьбу с коварством и интригами, разными взглядами и принципами, сложными ходами. "Случайная вакансия" в этом смысле удивительно беспомощна. Политика уходит на второй план, оставляя на первом межличностные проблемы. Возможно, они удаются Роулинг лучше?.. К сожалению, не намного.

У Джоан Роулинг неожиданно оказывается очень мизантропический взгляд на окружающих. В "Случайной вакансии" до чёрта персонажей (я даже путалась по началу, чего со мной практически никогда не бывает; это, кстати, к вопросу того, что они все на одно лицо за исключением обитателей предместья Филдз с его специфическим говором), но среди всего этого множества почему-то преобладают не самые приятные личности, точнее автор фиксирует внимание на их негативных чертах. Откровенных ублюдков не много, даже маргинальная семья Уидон, которая по всем исходным параметрам должна вызывать неприязнь, выглядит не так уж плохо, потому что Роулинг явно им подыгрывает - Терри становится наркоманкой не от хорошей жизни, а уж Кристал и вовсе оды поются, несмотря на то, что находится на её совести. Но практически все герои глубоко несчастны или по уши в проблемах. Неожиданно самым счастливым человеком Пэгфорда оказывается Говард Моллисон, главный антагонист умершего ангела Барри - он хотя бы занимается любимым делом, имеет смелость отстаивать своё мнении и любит, как понимает, свой город и свою семью. Хотя и для Говарда в своё время Роулинг припасёт свой скелет в шкафу и своё наказание. Вообще, не могу вспомнить роман, в котором было бы столько негатива - куда ни кинь взгляд, везде ссоры, скандалы, молчаливая неприязнь, презрение, ранящие слова, клиническая депрессия. Мужья избивают жён, дети орут на родителей, сёстры иронизируют над братьями, друзья предают друг друга. И всё это знатно приправлено матом, сексом, выпивкой и наркотиками. Я не кисейная барышня, но это, правда, too much. Даже самый... ммм... наименее спорный пункт в этом списке в изображении Роулинг выглядит удивительно непривлекательно. Даже сам Барри, призраком проходящий сквозь весь роман (ха-ха!), оказывается не таким уж ангелом, раз в своей бесконечной заботе об угнетаемых он мог позволить себе забывать о тех, кто рядом. Серьёзно, миссис Роулинг?.. Такой вы видите эту жизнь или это опять попытка заработать баллы на эмоциях?..

Ещё один удивительный для меня момент залючается в том, что свой первый взрослый роман Роулинг написала опять о подростках. Несмотря на заявленную тему выборов в местный совет, повествование сползает к описанию проблем четвёрки героев-школьников - Толстяка, Арфа, Сухвиндер и Кристал. Именно они находятся в фокусе внимания, именно их действия проводят сюжет в движение, а вовсе не поступки их родителей, именно они додумываются выкинуть грязь на всеобщее обозрение и прикрыться именем почившего Барри. Мир "Случайной вакансии" - это мир подростков с их прыщавыми физиономиями, эгоцентризмом, неприязнью к правилам, алкоголем и мечтами о первом сексе, пусть он и продлится всего десять секунд. И снова не очень приятная картинка, правда?.. К концу она станет немного реалистичнее и позитивнее, но не для всех, далеко не для всех. Так что у меня снова возникает вопрос, зачем Роулинг понадобилось настолько сгущать краски и выезжать на негативе. Почему среди главных героев нет ни одного обычного подростка, скажем, кого-то из детей Барри, что было бы логично, или девчонок Моллисонов? Потому что об обычных писать неинтересно?.. Потому что кого шокируешь школой, перешёптываниями о мальчиках и любимой песней в наушниках? То ли дело косячок, взламывания сайтов и секс на кладбище?..

По итогу у меня сложилось впечатление, что единственной целью создания "Случайной вакансии" было убедительно показать окружающим, что автор может писать не только для подростков и не только о вымышленных мирах, что автору "ничто человеческое не чуждо". К сожалению, то, что получилось отдаёт дурновкусием и желанием эпатировать публику, хотя задумка была очень неплоха, а некоторые образы (Арф, Саманта, Говард) отлично проработаны. Жаль, что роман погряз в негативе и не смог вывезти ту социальную тематику, которая была заявлена.