Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

18 октября 2019 г. 07:36

783

4 Бедный человек хуже ветошки

Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?


Гражданский пафос Николая Алексеича, обращенный на русского мужика, к австрийскому применим не в меньшей мере. Вопреки утверждению, про "хорошо - смерть" люди повсюду примерно одинаковы и непосильный труд в тяжелых условиях везде ведет к одному: ранний износ физического тела, преждевременное старение, болезни. "По деревням", четвертая книга Тетралогии Питера Хандке - повесть-пьеса о маленьких людях. Повесть-пьеса это как? Это список действующих лиц в начале и четкое ощущение сцены, на которой луч прожектора выхватывает из темноты очередного говорящего, все время, пока читаешь.

Сестра Софи, продавщица в местном магазине и два брата. Старший, Грегор, сумел выбиться в люди, уехал в город, получил образование и, не то, чтобы стал большим человеком, но живет-не тужит. Ганс остался в деревне, шабашит на стройках с компанией таких же деревенских мужиков. Грегор получает от него письмо, в котором тот говорит, что собирается заложить родительский дом, чтобы взять у банка ссуду и помочь этими деньгами сестре с открытием собственного магазинчика.

Согласие Грегора пустая формальность, уехав в город, он лишился в глазах общины и в собственном понимании прав на дом своего детства, в отличии от Ганса, который с родителями жил и унаследовал его. Не питая иллюзий относительно коммерческих способностей сестры ("из нищенства дух предпринимательства не родится") и опасаясь, что авантюра с ипотекой лишит ее стабильного куска хлеба, а брата среды обитания, сначала он хочет проигнорировать просьбу Ганса. Но после, вняв совету Новы (подруга, возлюбленная?) решает отправиться в деревню, чтобы составить более полное представление.

А дальше ты слушаешь монологи героев, с изумительной четкостью понимая, как мало изменили прошедшие с некрасовских времен полтора столетья на земле маленькой для человека маленького. Как сильно отличается твоя жизнь среднестатистической горожанки от их жизни, протекающей в тяжком труде и постоянной унизительной зависимости. Какая пропасть даже не между богатыми и бедными, но между представителями близких финансовых и социальных слоев.

Заканчивается все деревенской мистерией, которую режиссируют Грегор и Нова, ужасающе пафосной и с такими лексическими конструкциями, за которые не удивлюсь, если пейзане поднимут обоих на вилы. Хотя в целом надежда остается.

Но разве не достаточно вам для утешения увидеть, как медленно плывет по воде опавший лист?

Источник