Больше рецензий

12 октября 2019 г. 13:05

832

3.5 Спойлер Нет, это не "13 причин почему"

Очень колебалась, выставляя звездочки. Начинала читать с твердой убежденностью, что нашла нечто невероятно крутое. Конец, к сожалению, на мой взгляд вышел слабоватым. С другой стороны, это все-таки довольно особенная история, и на посредственную тройку она точно не тянет. Но обо всем по порядку.
Начало истории очень динамичное, живое и яркое. Пусть не вводят в заблуждение сравнения с "13 причин почему" - зачин, может, и напоминает, но дальше история разворачивается совсем в другую сторону. Девочка оставляет в сети предсмертную видео-записку, называя семь имен "виноватых", и дальше мы следим именно за этими семерыми - а они ни сном ни духом, едва ли знали девочку, не понимают, почему она их назвала. И начинается травля - очень реалистичная, живая, настоящая. В сети, в школе. Вот-вот уже приплетают полицию, и герои, испугавшись, убегают. И вот в этом побеге выживают, как на необитаемом острове. Недаром проскакивает упоминание "Повелителя мух" - может, здесь до такой кровищи и не доходит, но реалистичность и жесткость довольно яркая, так что нет ощущения, что все непременно будет в шоколаде.
Что понравилось: язык простой и легкий, но не по-дилетантски простой, а мастерски-лаконичный. Он легко читатется, легко же прочтется и взрослым, и подростком, и в том его ценность. Однако же за простотой подается довольно обширный пласт философских вопросов - герои, конечно, постоянно собачатся и какой только хаос ни устраивают, но разговоры у них весьма любопытные. В общем, живые и настоящие характеры, местами довольно глубокие. Описания деталек внешности и подача героев в первый раз - очень сочная, по-настоящему литературная.
Еще понравилась динамичность сюжета. Заскучать не удается, все время что-то происходит, с кем-то, как-то. Все время. Каждый абзац. И при этом нет ощущения бездумного экшена. Все сбалансировано.
Что понравилось меньше: героев многовато. Марков постоянно терялся, Петрова я ассоциировала только с камерой, Герасимов запомнился игрой на пианино. Главная героиня, Настя, Якушин, Амелин - эти прописаны еще ничего. Но тут-то кроется другая проблема - Амелин, к примеру, прописан на все триста процентов, и к концу становится ясно, что главный из второстепенных именно он, и это довольно сильно меня как читателя огорчило, потому что на протяжении романа я его скорее терпела, и проникнуться нежными чувствами к нему мне никак не удалось. Очень сложный и многогранный персонаж, ОЧЕНЬ сложный и противоречивый, но мотивацию героини к концу я понять так и не смогла. Как и в отношении Якушина - не хватило аргументов. И, к слову, объяснения Кристины в конце сюжета мне тоже показались отпиской - очень коротко и поверхностно, а человек после комы, после неудавшегося самоубийства не может покорно кивать и виниться перед другими - ему бы со своей болью разобраться.
Тут-то я и подхожу к главному минусу романа - к его развязке. Кульминации как таковой не было. Был некоторый всплеск - был подвал, встреча с волками, колодец и прочее - но острого пика не было. И развязка после этого, весь этот эпиложный финал такой затянутый, такой непонятно к чему, что аж руками разводишь. Эта история Амелина, эти эпизоды с ним... Непонятно, зачем. Непонятно, почему Амелин вдруг становится в центр, когда завязка у нас была вообще-то в том, что ребят начали незаслуженно травить, и они объединились, чтобы как-то выживать. Вот эта линия толком и не разрешилась. Герои вернулись к своей жизни, как будто ничего и не вынеся. Нет, с ними много чего случилось, и описание видео-записи об их приключениях крутое. Но... Этого мало. Не спал накал, заявленный в завязке. И тема отношений героини с мальчишками в ее жизни - вообще какая-то недораскрытая. Героиня, по сути, все время дружит с парнями и не замечает, как в нее все и каждый влюбляется. При этом никаких романтических мыслей у нее при постоянном общении с совершенно разными мальчишками, причем довольно тесном и в физическом плане, у нее не возникает. Какая-то очень условная девочка 15 лет, я вам скажу, очень мне в такое не верится. Понимаю, что героиня сама по себе не заточена под романтические бредни - в отличие от Насти. Но... Ну никакого сексуального напряжения нет, как будто группа из семерых подростков могла оказаться в изоляции и, сходя с ума от безделья, не задумалась бы хотя бы в бутылочку поиграть. Верю, что ребята могли совсем о другом думать... Но все семеро? Не верю. Да, Амелин все порывался поцеловать героиню, Якушин тоже, но это выглядело как игры детишек лет одиннадцати. А они все почти взрослые.
Но самое главное - это ощущение неразрешенной развязки, вот что больше всего портит впечатление. И еще - все-таки линия с Амелиным. Понимаю, что герой показан очень нетривиальный, сложносочиненный, его не замеришь простой меркой. Но... Его сообщения героине близки к самому обыкновенному, бытовому неадеквату. Миллиард сообщений с интвервалом в две минуты, посыл которых - "ты мне очень нужна, не бросай меня, пожалуйста, иначе я с собой что-нибудь сделаю" - это очень плохой, нехороший шантаж, и с человеком, даже вполне психически здоровым, который считает нормальным закидывать другого вот такими вещами, просто опасно связываться. И вот как-то печально видеть у книги такой конец, когда героиня делает ну совершенно очевидно неадекватный выбор - адекватным я его как читатель увидеть так и не смогла.