Больше рецензий

10 октября 2019 г. 15:46

908

1.5 Мало что обманывает так, как начало романа

В глубине улиц Барселоны погребено Кладбище Забытых Книг. В один прекрасный день его посещает отец с сыном Даниэлем. По старой традиции, посетив кладбище, человек должен выбрать себе одну и только одну книгу, которую он обязывается не забывать никогда. Волею случая, Даниэль вытягивает книгу «Тень ветра» писателя Хулиана Каракса и увлекается ею, а также творчеством писателя. Вскоре оказывается, что Хулиан Каракс написал несколько романов, но все они были сожжены, а об авторе известны лишь крупицы информации. Распутывая этот клубок интриг и тайн, Даниэлю предстоит раскрыть все новые и новые тайны, которые заведут его в глубины более мрачные, чем само Кладбище.

Книга Сафона – это, прежде всего, триллер, причем триллер нуарный, с непрекращающимися дождями, темными переулками и разбитыми уличными фонарями. Наш путь начинается с описания приключений 13-летнего подростка и продолжается почти десятилетие, прежде чем прийти к своей развязке. За это время Даниэль с переменным успехом пытается узнать хотя бы что-то о любимом авторе, сбитый со своего пути лишь раз – любовью к слепой девушке Кларе, одной из бесконечного количества несчастных девушек, образы которых, видимо, так любы сердцу Сафона. В своем расследовании Даниэль раскрывает темные тайны, обманом или убеждением расспрашивая людей, хоть как-то связанных с Караксом, узнавая все новые и новые подробности его жизни и находя параллели между его судьбой и своей. Сафон убедительно описывает два мира через диалоги людей, общающихся с Даниэлем – один из них это Барселона, которая только-только выбирается после военной разрухи, другой же – Барселона до войны, Барселона Хулиана. В обоих мирах на верхушку власти вылезают откровенные отбросы общества, люди, которым явно не нужно было и рождаться на этот свет. Вообще, в этом романе вы найдете очень мало позитивных персонажей, которые жили/живут/окончат жизнь хорошо. Зато чего вы найдете здесь в большом количестве, так это чеховских ружей, и клишированных любовных интересов (чего стоят оба интереса Даниэля, не говоря уже о вечной любви Хулиана), «беременность с первого взгляда осуществляется всегда», и целой главой Бога из машины, который прямым текстом, разжевывая, раскроет нам абсолютно всё. В эту же кучу закинем и множество, множество не таких уж и скрытых намеков, которые позволят вам раскрыть главную тайну к странице двухсотой. В целом, столь многообещающее и даже несколько волшебное начало к концу превращается в откровенное побоище, с мозгами на стенах, дерьмом на полу и выбитыми зубами. И ладно бы это было ещё что-то объяснимое, но вместо этого перед нами роман превращается в скромный и достаточно убогий детектив, не имеющий-то, на самом деле, никакого скрытого смысла.

Что касается персонажей, то Сафон явно выставляет победы маленьких людей на первое место. Это и неудачные попытки писательства Каракса, который, все же, попал в сердца нескольких людей, которые стали его преданными читателями до гроба. В прямом смысле. Это и Фермин, замученный после ужасов гражданской войны за то, что был не на той стороне. Само кладбище это метафора небольших побед в большом и гнусном мире.

В то же время, нельзя выделить ни одного женского персонажа, который бы мог приглянуться и не вызвать жалости. Несмотря на то, что автор явно пытается указать на ужасы войны и грубость к женщинам, присущей той эпохе, ни одна, я повторяю, ни одна из его женщин неинтересны. Они впадают в печально известный треугольник Девы, Матери и Блудницы и, по всей видимости, никак не могут из него выбраться. Те же, кто пытаются это сделать (вспомним бедняжку Клару, которая каким-то образом разбивает сердце 13-летнему юнцу тем, что переспит с другим и станет объектом дальнейшего остракизма вплоть до конца жизни), получают вполне «справедливое» наказание. Женщины в этой книге – инструмент повествования, в них нет глубины, нет сути, они пусты и ждут, пока их любимый-на-всю-жизнь-навсегда-на-веки-вечные займется с ней любовью, после которой она тут же забеременеет и умрет. Эхем. И это настолько бросается в глаза – эти женщины, которых бьют отцы и мужья, продающие свою плоть, кажется, на каждом углу, эти женщины, которые выхаживают мужчин, которые ничем, собственно, и не отличились, жертвуя для них абсолютно всем на пустом месте, - это все приводит к тому, что к концу книги ты миришься с тем, что да, наверное так и есть. Есть три стула. И все три неправильные.

— А вам, Даниель, какие женщины нравятся?
— По правде говоря, я не очень в них разбираюсь.
— Да никто в них не разбирается: ни Фрейд, ни даже они сами. Это как электричество. Необязательно в нём разбираться, чтобы ударило током.

Ох, уж эти женщины, такие непонятные и странные, не правда ли?

Смешение жанров (почти фантастический триллер, любовная и подростковая история) также не идет книге на пользу, потому что она так и не собирается в единую, цельную картину.

Роман Сафона атмосферен, но груб и в некоторых местах вызывает определенное недоумение либо неспособности описывать сцены, либо абсолютным непониманием контекста своего же повествования.

Любовь – она как колбаса: бывает филейная, а бывает и вареная.

Они словно пытались выучить тела друг друга наизусть, утопив шесть дней предстоящей разлуки в поту и слюне.


Последняя описывает главную романтическую сцену всего романа, между прочим.

Есть книги, которые оставляют глубокий след в душе, которые хочется перечитывать вновь и вновь, заново переживая напряженные и мирные моменты с персонажами, попивая с ними кофе или убегая от погони по темным улицам. Книга Сафона оставила меня абсолютно безразличной к любому повороту. Жалкая, убогая жизнь, которую ведут герои на протяжении всего повествования, тянется просто вечность, чтобы завершиться очередной трагедией, которая очень скоро становится пресной. Загнанные, забитые, нищие, униженные, вечно голодающие – вот каковы все люди. И в то время, как это, возможно, и есть настоящая правда нашей жизни, читать её на протяжении всего романа не просто скучно, но и бессмысленно.

3/10