Больше рецензий

29 сентября 2019 г. 23:10

1K

5

Льюис Синклер был выходцем из семьи врача и, вероятно, очень подробно консультировался у доктора Поля А. Де-Крюи. В результате медицина при всей её прозаичности выглядит в романе как очень интересная и романтичная сфера, в которой всегда есть место подвигу и всегда открыта дверь к познанию тайн мироздания. Конечно, для тех, кто идёт туда по призванию, а не только с целью заработка. И именно таким человеком является главный герой – Мартин Эроусмит.
Автор не делает его идеальным. Более того: всё время подчёркивает, что Мартин неидеален. Хотя и злодеем его в этой истории назвать невозможно. Эроусмит напоминает юношу стоящего перед выбором жизненного пути. Даже тогда, когда ему за 40, и он – вполне себе состоявшийся и даже увенчанный славой специалист. Не потому, что он не утратил любопытства, а потому, что вынужден разрываться между бескорыстным поиском истины и меркантильным (капиталистическим) обществом. Да ещё жизнь сводит его с кучей замечательных людей, каждый из которых – светило медицины, и каждый – яркий типаж.
Вот, например, доктор Викерсон. Возможно, не самый лучший врач, живущий в грязи и вдобавок пропойца. Но он любил своё дело, и именно он привил юному Мартину к нему интерес. А вот доктор Уинтер – с безупречной репутацией, обширной практикой и опытом, но гонорар для него на первом месте, а медицина – на втором. Вот Айра Хинкли, который со студенческой скамьи выбрал свой путь и стал не столько врачом, сколько проповедником. Но до последнего ухаживал за своей паствой, умирающей от чумы. А вот Пиккербо, который тоже проповедник на свой лад. Но под шумок пропаганды о здоровом образе жизни сумел и себе выбить место в Конгрессе. Причём нельзя сказать, что Пиккербо бесполезен: созданный им отдел народного здравоохранения пусть со скрипом, но работал. Вот Терри Уикет – учёный-химик, готовый бросить ради своих исследований работу мечты. А вот Риплтон Холаберд, который когда-то был блестящим исследователем, но принёс интерес к науке в жертву карьере. Вот Готлиб. Блестящий кабинетный учёный, для которого служение науки – суть служение Истине. Но, увы, слишком кабинетный, посему с одной стороны слишком беззащитен в существующем мире, а с другой – при случае не остановится перед тем, чтобы принести человека в жертву науке. (Кстати, в такой конец с Готлибом, который есть в романе, я не верю. В то, что его могли выдавить из института – верю, в другое – нет). А вот Сонделиус. Для которого служение медицине – это прежде всего служение людям, которых надо избавить от болезней. И если при этом придётся рискнуть своей жизнью – что ж, не страшно.
Одним из достоинств романа является то, что автор старается не навешивать на героев ярлыки, предоставляя возможность как читателям, так и Мартину Эроусмиту самостоятельно сделать выводы. А если над какими персонажами и иронизирует, делает это довольно тонко, к тому же позволяет им раскрыться с другой стороны.
А вот женские образы в романе неудачны. Однозначные и плоские. Сферическая декабристка в вакууме Леора, отвергающая малейшую помощь, которую мог бы предложить любимый человек. И три стервочки-манипуляторши – Маделина, Орхидея и Джойс – которым буквально невкусно жить, если они не подловят несчастного Мартина и не начнут переделывать его под себя. (Отношения с Джойс и вовсе напомнили советский фильм «Блондинка за углом», хотя автор явно не имел в виду таких аналогий).
Конец правильный. Для Эроусмита так действительно будет лучше.