Больше рецензий

Gauty

Эксперт

Диванный эксперт Лайвлиба

31 августа 2019 г. 23:36

5K

3 Маркс мёртв, а ты ещё нет

12 подвигов на службе команды в Долгой Прогулке взывают об описании. И не говорите, что судьи уже используют этот концепт для доп.заданий.

Подвиг первый. Мысли как экономист, живи как экономист, стань экономистом. Хотя бы на время прочтения труда. Маркузе - жестокий хитрец, желающий своим грязным пальцем указать на "манипулирующую силу продуктов", например, но не проясняющий, как же они будут господствовать и доминировать над человеком. Остаётся либо вспоминать университетский курс, либо работать экономистом по специальности, либо ничего не понимать и верить на слово. Все становится чуть легче, когда вспоминается, что в понятие продукта в капиталистическом обществе вкладывается товар. Совершая подвиг, видишь повсюду сов, натянутых на глобус идеи. Разговор о том, что технология стирает границы между передовыми и отсталыми странами, предоставляя индивидам, вписанным в модель технократического социума, вполне комфортабельную и обеспеченную жизнь, просто смешны. Об интервенции западного капитала в страны третьего мира с их последующим перевозом в другие автор видимо не слышал. И вообще, вывоз капитала - отличный способ борьбы со своим внутренним пролетариатом в отдельно взятой стране, жаль, что этого Маркузе не учёл.
Подвиг второй. Вспомнить всё. Автор очень сильно привязан к своей эпохе: военные блоки, сталинская индустриализация, коммунизм, капиталисты, рабочие и...идея свободы. Хорошие фантасты предугадывают появление новых технологических достижений, ремесленники типа Маркузе работают в рамках лишь дефиса между датами своих жизни и смерти. Как читателю - человеку совершенно другой формации заглядывать за забор к дедуле-соседу, у которого остановилось время, а вокруг шатаются лишь фулюганы и проститутки. Полярности, такой как был в ту эпоху, нет. И автор не угадал, постулируя, что иначе и быть не может. Страх холодной войны ушёл, коммунизм не построен, социализма не видать, а свободы ревущих 60-х мы лишены. Привет буфету.
Подвиг третий . Возлюби Маркса, ибо. Вникаешь - и над тобой витает дух Маркса, а борода отрастает и кустится. "Экономическая свобода означала бы свободу от экономики - от контроля со стороны экономических сил и отношений, свободу от ежедневной борьбы за существование и зарабатывания на жизнь, а политическая - освобождение индивидов от политики, которую они не могут реально контролировать...То, что эти положения звучат нереалистично, доказывает не их утопический характер, но мощь тех сил, которые препятствуют их реализации". Заменим "те силы" на "эксплуататоры рабочего класса" - вуаля, кто у нас тут под шляпой? Всё, что было ясно постулировано дядей Карлом, Маркузе ярко использует: рабочий с производством прибавочной стоимостью попадает в те социальные условия, которые и делают его рабочим, а капиталиста – капиталистом, ух.
Подвиг четвертый. Продираться сквозь языковые дебри. Автор наморщил лоб изо всех сил, но не преуспел. Не сказать, чтобы труд нечитаем - он лёгкий по сути, но очень загроможден терминами и странными конструкциями. "Параллель этой тенденции можно увидеть в развитии научных методов: операционализм в физике, бихевиоризм в социальных науках. Их общая черта в тотально эмпирической трактовке понятий, значение которых сужается до частных операций и поведенческих реакций." Мужик, ты не умничай, а пальцем просто покажи! Философия для элиты, мы поняли, но не одобряем!
Подвиг пятый. Свобода - это то, что у меня внутри. Выполняя четвертый подвиг как-то сам становишься мощнее и идешь к идее Маркузе семимильными шагами. Идти к идее - это почти как танцевать во время землетрясения...Ладно, отвлекся. Автор жарит и вращает нас на своей оси свободы. Нет, на Кубу не зовёт, а просто плачется, что её не стало вот прям щас. Тут его по лбу бьют грабли из первого подвига - а что есть свобода? Была ли она у Маркузе? А у кого была и от чего? А если найду? Свобода от нужды? Труда? Материальной необходимости? Перебирая свободы, как четки, он пытается таким образом обратиться к опыту Аристотеля или того же Маркса, но камон, он не даёт инструментов, чтобы пощупать или измерить варианты, голословно заявляя, что сейчас-то свобода не та, что раньше. Эх, сейчас бы в свободах разобраться.
Подвиг шестой. Сказки о рабстве на ночь. Рабочим движет желание включиться в общество потребления, а капиталисту больше не нужно принуждать к труду стимулом - сами прибегут. Человек становится в некотором роде инструментом. А он что, когда-то был чем-то иным? Наверное, я тоже одномерен, беда какая.
Подвиг седьмой. Понять, что же главное. Это наша душа? Нет, ребята, это власть! Свобода предпринимательства - мучительный труд а ещё и страх для большей части населения. И если бы индивиду не понадобилось бы, как свободному экономическому субъекту забивать себе место на рынке, то ликвидация свободы такого рода стала бы достижением цивилизации на века. Помнили бы от мала до велика. А пока что никак.
Подвиг восьмой. Уменьшать всё в разы. Почти каждая проблема, поднятая автором, преувеличена и раздута. Частично это происходит, потому что современный читатель смотрит из-за забора, как я писал выше. Но отрицательное влияние технологий в обществе или одномерность искусства лишь за счёт его растиражированности - это перебор. Художественное отчуждение происходит за счёт того, что произведения искусства несут лишь свет потребления. Трудно верить в подобную чепуху.
Подвиг девятый. Понять, для кого написана книга. Это оказалось сложнее, чем я думал. Очень специализировано, узко, ограничено временными рамками, без четкого итога. Этакий промежуточный этап между Марксом и Фроммом, я б сказал. Но лишь потому, что знаком с трудами обоих. В противном случае мимо. Даже ради ознакомления.
Подвиг десятый. Прочитать в книге краткий курс философии от Маркузе. картинка Gauty
Подвиг одиннадцатый. Убиться от завершающей книгу сентенции. "Только из-за людей, потерявших надежду, дана нам надежда". Милый Герберт, ты понимаешь, что перечёркиваешь почти всё, что написал выше, подобной зыбкостью. Что это? Кивок в сторону утопистов или принятие собственного бессилия? Впрочем, к концу книги у меня тоже перестало на неё стоять. Совсем.
Подвиг двенадцатый, последний. Понять и принять, что двух таблеток Морфеус не даст. Читатель соглашается, что всё плохо, а мы одномерны, рабское существование, которого мы не осознаем сами, настало для всех. Что делать? "Тут ведь как", - говорит Маркузе, я тут проект набросал, трансцендентный такой. Он, короче, будет сохранять достижения цивилизации; если мы его запустим, он даст новый виток свободному развитию человеческих взаимоотношений; институты общества надо убрать, ибо контроля нам не надо; при этом он подорвёт текущий одномерный строй изнутри, во! Дядя утопичен от начала до конца, а потому затащить камень его постулатов в свой внутренний храм не представляется возможным - разваливается по дороге на щебёнку.

Долго прогуливаюсь. На колени, олени!

Комментарии


Гаути молодчага! Гаути успел! :)


Тырят все, что не приколочено


Можно будет написать рецку-пародию на каждый месяц в ДП :)


кто в ДП играл, тот в цирке сам знаешь


просто: тот в цирке.


Симметрично, коллега!)


Интересно пишите рецензии.


Спасибо, стараюсь)